Кохичко, А. Н. Несколько слов в защиту смерти / А. Н. Кохичко // Наука и образование. - 2007. - № 8. - С. 41-55.
А.Н. Кохичко НЕСКОЛЬКО СЛОВ В ЗАЩИТУ СМЕРТИ 47 ния, доходивш его до отравления, тех лиц, от кото рых почему-либо желали избавиться. О собенно это практиковалось с женщинами, главным образом , в XVIII столетии. 18. Барвинок в Германии сажают на могилы дорогих покойников, а венки из него кладут у изго ловья усопших, так как венки эти будто бы имеют свойство сохранять тело умершего от разложения. Малый барвинок (V inca minor) в немецких Альпах называют фиалкой мертвецов (Todtenveilchen), так как из него принято плести венки на могилы. В не которых швейцарских городах, например в Цюрихе, существует следующая игра в гадание, практикуе мая детьми. Берут цветок и, потихоньку сжимая ча шечку, стараются заставить выглянуть из венчика находящиеся в нем тычинки. Делая это, дети приго варивают: «Смерть, смерть, выходи». И сколько раз гадающий произнесет слово «смерть», прежде чем выглянут тычинки, столько л ет останется ему жить. Словом, нечто в роде того, как гадают у нас, считая, сколько раз прокукует кукушка. А .Н .Аф анасьев10 пишет о том, как в славян ских сказаниях иногда цветы и растения, вырас тающие из зарытого трупа убитых, ведают о совер шенных преступлениях. В качестве примера им приводится карпатская колядка, где божье дерево, мята и барвинок выросли из пепла трех сирот, уби тых и сожженных злой мачехой за то, что не усте регли золотой ряски на конопельках (золотого оже релья на конопляных нитях). Про мачеху эту дети- покойники говорят: Она нас спалит (сожгла) на дрибний попелец (мел кий пепел). Она нас посие (посеяла) в загородойци (в огороде). Та з'нас ся вродит (выросла) трояка зильля (расте ние). Перше (первое) зилейко - бождедеревочок (божье дерево), Друге зилейко - крутая мята, Трете зилейко - зелений барвинок. Нечто подобное поется также и в малоросской (южно-российской) песне, приводимой в сборнике Д.Л. Мордовцева: «Иване! Посеку (изрублю ) тебя, как капусту, посею в трех огородах и уродится три зельечка: барвинок, любисток и василек» [6. С. 182). 19. Кувшинка (водяная лилия) в сказании се вероамериканских индейцев образовалась из искр, упавших с полярной и вечерней звезд в то время, когда они столкнулись, споря между собой из-за об ладания стрелой, которую в минуту смерти пустил в небо великий индейский вождь. 10Афанасьев А.Н.Поэтические воззрения славян на при роду. Опыт сравнительного изучения славянских преда ний и верований, в связи с мифическими сказаниями дру гих родственных народов. - Т. 1-3. - М., 1865-1869. По греческой легенде, кувшинка возникла из тела прелестной нимфы, погибшей от любви и рев ности к оставшемуся холодным к ней Геркулесу (Гераклу), сыну верховного бога Зевса и земной женщины Алкмены. Отголоском этого предания стали древнегер манские мифы о том , что в прудах и озерах среди кувшинок и тростников живут нимфы-никсы . Верх няя часть тела этих водяных красавиц представляет собой прекрасно сложенных женщин с всегда улы бающимся приветливым лицом, а нижняя часть - рыбий хвост. Они завлекают лю дей в воду и тащ ат на дно, во влажную преждевременную могилу. Но, с другой стороны, этот цветок и сам имеет немало сходства с водными девами - он так же привлекает своей красотой и так же губит тех, кто им увлекает ся. По немецкому поверью , муммели-нимфы (от нем. die Mummel - нимфа) во множестве обитаю т в большом красивом озере Муммельзе. Они укрыва ются здесь в цветах и на листьях кувшинок вместе с крошечными эльфами, для которых цветы эти слу жат лодочками или корабликами. В полночь нимфы начинают водить хоровод и, кружась в вихре, увле кают за собой проходящих мимо людей. О собенно оживлены и веселы эти хороводы в светлые, лунные ночи. Того, кто осмелится сорвать растущие на озе ре кувшинки, стерегущие их нимфы , хватаю т и ув лекают в глубь, в свое подводное царство. Если ко- му-либо удастся убежать от них, то горе его иссу шит. В славянских мифах нимфы и никсы были за менены русалками (водянами, водявами, водявками, воденицами, водяниками, водянихами, водянухами, водяновками, водяными женщинами (бабами, чер товками), белыми бабами, земляночками, криница ми, купалками, лоскотками, лоскоталками, лоско- товками, лоскотницами, лоскотарками, морянами, поскатницами, тетянюхами, фаляронками, фараон- ками, хитками, шутихами, шутовками), девами, оби тающими в реках, озерах и колодцах. Ночью при луне русалки выходят на берега озер, рек и ручьев, нагие в венках из осоки и древесных ветвей. По рус ским народным поверьям, они бледны , но черты их выразительны. Лицо русалки исполнено несказан ной, пленительной красоты, всегда распущ енные русые, черные или зеленые косы ниспадают по спи не и плечам ниже колен, стан - стройный, глаза - голубые или черные, с длинными пушистыми рес ницами; но вместе с этим, во всем ее теле замечает ся что-то воздушно-прозрачное, бескровное. Русал ки большей частью представляются семилетними девочками; есть между ними и взрослые девы, с полными, хорошо развитыми и белоснежными гру д ям и ...[1. С. 344-345]: Черны косы, рассыпаясь, С обнаженных плеч бегут, По волнам перегибаясь,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz