Кохичко, А. Н. Несколько слов в защиту смерти / А. Н. Кохичко // Наука и образование. - 2007. - № 8. - С. 41-55.
46 ДУХОВНОСТЬ И ВРЕМЯ 14. Фиалка связана с воспоминанием о похи щении Прозерпины Плутоном. По преданию , Про зерпина, дочь верховного бога Зевса и Цереры , бо гини земледелия и плодородия, отправившись в не бесный лес за цветами, была похищена внезапно появившимся Плутоном (Аид, Гадес), богом под земного мира и царства мертвых, как раз в то время, когда рвала фиалки. В испуге она выронила собран ные цветы на землю. Фиалка считалась у греков цветком печали и смерти, которым украш али как смертное ложе, так и могилы молодых, безвременно погибших девушек. 15. Мирта, являясь главным образом симво лом любви, служила у греков и символом мрачной посмертной жизни. Похищенная Плутоном дочь Це реры Прозерпина была помещ ена в его мрачное царство теней, украшенное зеленой растительно стью, среди которой мирта играла главенствующую роль, образуя те таинственные ходы и кущи, где блуждали неутешные, которых какая-нибудь невы носимая страсть заставляла раньше времени покон чить с жизнью на земле. Кроме того, Афродита-Епитимбия (у римлян Венера-Либитина) являлась, с одной стороны , боги ней смерти, которая, вызывая все к жизни, в то же время влекла все в мрачную бездну преисподней, чтобы снова возродить, а с другой - охранительни цей могил и смертных останков. Поэтому мирта считалась растением смерти и украшала могилы древних греков. Особенно усердно обсаживали ею надгробья дорогих покойников, веря, что она будет сопутствовать им и в царстве теней. Вера в эту связь была так велика, что всякий, кто хотел служить сви детелем на суде против умершего, долж ен был предварительно отправиться на его могилу и возло жить миртовую ветвь в знак того, что на суде он бу дет говорить лишь правду (трагедия Эврипида «Электра»), 16. Нарцисс у древних греков был цветком умерших и погибших. По одному из сказаний, сын речного бога Кефиса (Кефисса) и нимфы Лейриопы Нарцисс имел сестру-близнеца, которая так на него походила, что отличить их друг от друга было не возможно, тем более что она и одевалась одинаково с братом, и так же, как и он, страстно увлекалась охотой. Внезапно сестра, которую Н арцисс любил до безумия, умерла. Оставшись одиноким , чтобы утешить горе, Нарцисс стал ходить к источнику и смотреть на свое изображение, которое напоминало ему образ любимой сестры. Однако чем больш е он в него всматривался, тем тяжелее чувствовал потерю и, наконец, в минуту глубокого отчаяния, не выдер жал и бросился в воду, как в объятия дорогого ему, бесценного существ. Из нарциссов плели себе венки фурии - богини мести и возмездия в подземном царстве. Этими цве тами, по одному из преданий, забавлялась Прозер пина в то время, когда ее похитил Плутон, их же рвала Европа, дочь финикийского царя Агенора, в то время, когда верховный бог Юпитер, превратив шись в белого быка, увлек ее на остров Крит и т.д. В Германии, в Марке (графство в прусской провинции Вестфалия) душ истый (белый) нарцисс называют «белой женщиной» и говорят, что он в виде вампира сосет кровь людей. За окружающую цветок тонкую красную полоску его зовут «голова долой!». 17. Гиацинт, по греческому преданию - сын спартанского царя Амиклада и музы истории и эпо са Клио, пользовавшийся безграничной любовью бога солнца, целителя и прорицателя Аполлона. О д нажды Гиацинт и Аполлон забавлялись метанием диска. Ловкость, с которой Гиацинт бросал диск, и верность его полета удивляли всех. Аполлон был вне себя от восхищения и ликовал от успехов своего любимца. Но уже давно ревновавший к нему ма ленький божок легкого западного ветерка Зефир ду нул из зависти на диск и повернул его так, что про летев обратно, снаряд врезался в голову бедного Гиацинта и поразил его насмерть. Горе Аполлона было беспредельно. Напрасно обнимал и целовал он своего бедного друга, тщетно предлагал пожертво вать за него своим бессмертием , - заживляющий и оживляющий все своими благотворными лучами, он не в силах был возвратить Гиацинта к ж и зн и ... Лучи солнца, припекавшие струившуюся из рассеченного черепа кровь, начали сгущ ать и скреплять ее. Вско ре из крови вырос прелестный красно-лиловый, рас пространявший на далекое расстояние чудный за пах, цветок, форма которого, с одной стороны напо минала букву А - инициал Аполлона, а с другой Y - инициал Гиацинта. Таким образом , в нем навеки были соединены имена двух друзей. По другой легенде, происхождение гиацинта связано с именем знаменитого героя троянской вой ны - Аякса. Этот благородный сын царя Теламона, властителя находившегося близ Аттики (в древно сти область на ю го-востоке Средней Греции) остро ва Саламина, был храбрейшим и наиболее выдаю щимся из героев троянской войны после Ахиллеса. Он ранил Гектора, одного из главных троянских ге роев, камнем, брошенным из пращи, и поразил сво ей мощной рукой множество врагов у троянских ко раблей и укреплений. Когда Аякс после смерти Ахиллеса вступил в спор с Одиссеем, царем Итаки (острова в составе Ионических островов у западного побережья Балканского полуострова) об обладании оружием Ахиллеса, то последнее присудили О дис сею. Такое решение причинило Аяксу тяж елую оби ду, и он, оскорбленный несправедливостью , пронзил себя мечом. Из крови этого героя и вырос гиацинт, в форме которого это предание видит две первых бук вы имени Аякс - Ai, которые в то же время служили у греков междометием, выражающим скорбь и ужас. Во Франции одно время гиацинт имел печаль ное применение: им пользовались для одурм анива
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz