Кохичко, А. Н. Несколько слов в защиту смерти / А. Н. Кохичко // Наука и образование. - 2007. - № 8. - С. 41-55.
А.Н. Кохичко НЕСКОЛЬКО СЛОВ В ЗАЩИТУ СМЕРТИ 45 сти, то посмертной мести покойника. По народному поверью, ее никогда не сажаю т на могилу - она сама вырастает здесь под влиянием какой-то невидимой силы и преимущественно на могилах самоубийц и людей, погибших страшной и насильственной смер тью. Ее появление на могиле убитого служит знаком грозящей мести, а на могиле грешника - прощения и искупления им грехов. Лилия считалась и цветком смерти. Так, в средние века в Корвейском монасты ре на реке Везере (древнее и наиболее известное аб батство в Саксонии, основанное в 816 году) тот из братии, кто должен был умереть, находил за три дня до этого на своем стуле в церкви белую лилию . 10. Гвоздика во времена французской револю ции носила название «гвоздики ужаса» (oeillet d ’horreur). Невинные жертвы террора, идя на эша фот, украшали себя красной гвоздикой, цветком крови, желая показать, что они умирают за своего дорогого короля и бесстрашно смотрят в глаза смер- В Вене традиционные поминальные шествия рабочих в память борцов за свободу с 1848 года также украшаются красными гвоздиками. Подойдя к обелиску, воздвигнутому на могиле борцов за сво боду, участники процессии усыпают могилу красо вавшимися до сих пор в их петлицах красными гвоздиками. 11. Маргаритка, по одной из греческих ле генд, возникла из праха Альцесты (Альцестис), же ны фессалийского (восточная часть Северной Гре ции) царя Адмета. Царь этот был любимцем Апол лона, бога солнца, целителя и прорицателя, и тот упросил богинь судьбы мойр (три дочери Зевса и Фемиды: Клото пряла нить жизни, Лахесис распре деляла судьбы, Атропос в назначенный час обрезала жизненную нить) не дать ум ереть Адмету в назна ченный час, если кто-либо другой согласится при нять смерть за него. Настал скорбный час, но никто из друзей и престарелых родителей не захотел жерт вовать своей жизнью ради Адмета. И только верная жена Альцеста отказалась от радости жизни, чтобы спасти жизнь мужа. Геркулес, зашедший к Адмету во время совершения своих подвигов, случайно уз нав об этом самоотверженном и великодушном по ступке, решается во что бы ни стало возвратить Альцесту к жизни. Он отправляется в Гадес (Ад) и добивается у бога смерти Фантоса, чтобы тот вернул ее на землю. В человеческом виде Альцеста возвра титься уже не может, и появляется на земле в виде маргаритки. 12. Роза в Древней Греции была символом кратковременности жизни, которая увядает так же быстро, как и душистый цветок: у греков сложилась даже пословица «Если ты прошел мимо розы, то не ищи ее более». Розу, выросшую из крови Адониса, бога плодородия, греки носили на голове и на груди в знак траура. Розами и венками из них убирали тела и гробницы дорогих умерших. Так, в «Илиаде» Го мера повествуется о том, что Афродита, богиня любви, украсила ими тело Гектора, вождя троян ско го войска, а Анхиз, владетель Дардана, города в древней Троаде (область, занимавш ая северо- западный угол Малой Азии), - могилу своего друга. Розами постоянно убиралась и могила знаменитого античного трагика Софокла. Римляне первой республики использовали ро зы как надгробные украшения. Для украш ения мо гил они употребляли главным образом белые и кар минно-красные цветы: первые сажались большей частью на надгробьях молодых людей, а вторые - на могилах пожилых. В германских сказаниях красная роза служит символом меча и смертельной раны . Поэтому «ро зовыми садами» стали называть и поле битвы , и по ле смерти, а впоследствии - и кладбища. 13. Мак, по мнению древних греков, вырос из слез Венеры (Афродиты), богини любви и красоты, которые она проливала, узнав о смерти своего доро гого Адониса, бога плодородия, и считали его необ ходимым атрибутом братьев-близнецов - Гипноса, бога сна, и Фантоса, бога смерти. Гипнос изобра жался в виде лежащ его или сидящего юноши или ангела с опущенными крыльями, несущего в руках маковые головки, иногда венком из маковых голо вок была украш ена и его голова. Ф антоса греки изо бражали также в виде юноши с венком из мака, но с черными крыльями, в черном одеянии, гасящим оп рокинутый горящий факел. Кроме того, древние греки соотносили головку мака с верхней частью головы - макушкой (маков кой), называя мак kodeion, а человеческую голову - kodeia. Эта же символика сущ ествовала и у древних римлян, у которых Нума Помпилий (второй царь Древнего Рима в 715-673/672 гг. до н.э.) вместо при носившихся в прежнее время в жертву верховному богу Юпитеру (Зевсу) человеческих голов стал при носить маковые. То же случилось и с бесчеловеч ным умилостивительным жертвопринош ением дет ских головок богине подземного мира Мании, насы лающей безумие. Патриций Юний Брут, один из первых консулов, заменил головы детей головками мака и чеснока. Древнеиталийские народы (этруски, пелазги) приготовляли из мака разные снадобья и делали из его красных лепестков платье своему богу ада - Ди- се (Оркусу), отчего мак получил латинское название Orci tunica, то есть одежда Оркуса. Возможно, от этого древнего обычая сохранилась и традиция од е вать на сцене Дьявола (а за ним и Мефистофеля) в ярко-красный плащ. Во многих местностях Германии есть поверье, что мак растет в обилии на полях битвы, но в дей ст вительности это не цветы, а кровь убитых, которая поднимается из земли и, превратившись в кровавые цветы мака, просит молиться об упокоении их грешных душ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz