Кохичко, А. Н. Несколько слов в защиту смерти / А. Н. Кохичко // Наука и образование. - 2007. - № 8. - С. 41-55.

А.Н. Кохичко НЕСКОЛЬКО СЛОВ В ЗАЩИТУ СМЕРТИ 45 сти, то посмертной мести покойника. По народному поверью, ее никогда не сажаю т на могилу - она сама вырастает здесь под влиянием какой-то невидимой силы и преимущественно на могилах самоубийц и людей, погибших страшной и насильственной смер­ тью. Ее появление на могиле убитого служит знаком грозящей мести, а на могиле грешника - прощения и искупления им грехов. Лилия считалась и цветком смерти. Так, в средние века в Корвейском монасты­ ре на реке Везере (древнее и наиболее известное аб­ батство в Саксонии, основанное в 816 году) тот из братии, кто должен был умереть, находил за три дня до этого на своем стуле в церкви белую лилию . 10. Гвоздика во времена французской револю ­ ции носила название «гвоздики ужаса» (oeillet d ’horreur). Невинные жертвы террора, идя на эша­ фот, украшали себя красной гвоздикой, цветком крови, желая показать, что они умирают за своего дорогого короля и бесстрашно смотрят в глаза смер- В Вене традиционные поминальные шествия рабочих в память борцов за свободу с 1848 года также украшаются красными гвоздиками. Подойдя к обелиску, воздвигнутому на могиле борцов за сво­ боду, участники процессии усыпают могилу красо­ вавшимися до сих пор в их петлицах красными гвоздиками. 11. Маргаритка, по одной из греческих ле­ генд, возникла из праха Альцесты (Альцестис), же­ ны фессалийского (восточная часть Северной Гре­ ции) царя Адмета. Царь этот был любимцем Апол­ лона, бога солнца, целителя и прорицателя, и тот упросил богинь судьбы мойр (три дочери Зевса и Фемиды: Клото пряла нить жизни, Лахесис распре­ деляла судьбы, Атропос в назначенный час обрезала жизненную нить) не дать ум ереть Адмету в назна­ ченный час, если кто-либо другой согласится при­ нять смерть за него. Настал скорбный час, но никто из друзей и престарелых родителей не захотел жерт­ вовать своей жизнью ради Адмета. И только верная жена Альцеста отказалась от радости жизни, чтобы спасти жизнь мужа. Геркулес, зашедший к Адмету во время совершения своих подвигов, случайно уз­ нав об этом самоотверженном и великодушном по­ ступке, решается во что бы ни стало возвратить Альцесту к жизни. Он отправляется в Гадес (Ад) и добивается у бога смерти Фантоса, чтобы тот вернул ее на землю. В человеческом виде Альцеста возвра­ титься уже не может, и появляется на земле в виде маргаритки. 12. Роза в Древней Греции была символом кратковременности жизни, которая увядает так же быстро, как и душистый цветок: у греков сложилась даже пословица «Если ты прошел мимо розы, то не ищи ее более». Розу, выросшую из крови Адониса, бога плодородия, греки носили на голове и на груди в знак траура. Розами и венками из них убирали тела и гробницы дорогих умерших. Так, в «Илиаде» Го­ мера повествуется о том, что Афродита, богиня любви, украсила ими тело Гектора, вождя троян ско­ го войска, а Анхиз, владетель Дардана, города в древней Троаде (область, занимавш ая северо- западный угол Малой Азии), - могилу своего друга. Розами постоянно убиралась и могила знаменитого античного трагика Софокла. Римляне первой республики использовали ро­ зы как надгробные украшения. Для украш ения мо­ гил они употребляли главным образом белые и кар­ минно-красные цветы: первые сажались большей частью на надгробьях молодых людей, а вторые - на могилах пожилых. В германских сказаниях красная роза служит символом меча и смертельной раны . Поэтому «ро­ зовыми садами» стали называть и поле битвы , и по­ ле смерти, а впоследствии - и кладбища. 13. Мак, по мнению древних греков, вырос из слез Венеры (Афродиты), богини любви и красоты, которые она проливала, узнав о смерти своего доро­ гого Адониса, бога плодородия, и считали его необ­ ходимым атрибутом братьев-близнецов - Гипноса, бога сна, и Фантоса, бога смерти. Гипнос изобра­ жался в виде лежащ его или сидящего юноши или ангела с опущенными крыльями, несущего в руках маковые головки, иногда венком из маковых голо­ вок была украш ена и его голова. Ф антоса греки изо­ бражали также в виде юноши с венком из мака, но с черными крыльями, в черном одеянии, гасящим оп­ рокинутый горящий факел. Кроме того, древние греки соотносили головку мака с верхней частью головы - макушкой (маков­ кой), называя мак kodeion, а человеческую голову - kodeia. Эта же символика сущ ествовала и у древних римлян, у которых Нума Помпилий (второй царь Древнего Рима в 715-673/672 гг. до н.э.) вместо при­ носившихся в прежнее время в жертву верховному богу Юпитеру (Зевсу) человеческих голов стал при­ носить маковые. То же случилось и с бесчеловеч­ ным умилостивительным жертвопринош ением дет­ ских головок богине подземного мира Мании, насы­ лающей безумие. Патриций Юний Брут, один из первых консулов, заменил головы детей головками мака и чеснока. Древнеиталийские народы (этруски, пелазги) приготовляли из мака разные снадобья и делали из его красных лепестков платье своему богу ада - Ди- се (Оркусу), отчего мак получил латинское название Orci tunica, то есть одежда Оркуса. Возможно, от этого древнего обычая сохранилась и традиция од е­ вать на сцене Дьявола (а за ним и Мефистофеля) в ярко-красный плащ. Во многих местностях Германии есть поверье, что мак растет в обилии на полях битвы, но в дей ст­ вительности это не цветы, а кровь убитых, которая поднимается из земли и, превратившись в кровавые цветы мака, просит молиться об упокоении их грешных душ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz