Кохичко, А. Н. Несколько слов в защиту смерти / А. Н. Кохичко // Наука и образование. - 2007. - № 8. - С. 41-55.
44 ДУХОВНОСТЬ И ВРЕМЯ Сверчок по избе летает - к смерти либо к пожару [3. Т.2, с.342-343]. Идея смерти, по поверьям, нередко соотноси лась с тенью человека и отражением его образа в воде или зер кал е... [ 1, с.357]: Зеркала в доме, где покойник, завешиваются, чтоб он не мог в них смотреться. Если у одного из сидящих за кутьей нет тени, то он скоро умрет [3, Т.2, с.344-345]. В легендах и преданиях олицетворением смер ти часто выступали растения (цветы). Возможно, это связано с тем, что некоторые растения содержат ядовитые вещества, оказывающие негативное влия ние на человека. Так, например, цветы сирени, об ладающие нежным запахом горького миндаля, как и другие пахнущие миндалем растения, содерж ат ми нимальное количество смертельного яда - синиль ной кислоты. Этот яд встречается также в коре и цветах черемухи, свежих листьях вишни и персика, цветах и ядрышках косточек абрикоса, вишни и пер сика и даже в семечках яблока. Но в особенно силь ной дозе он находится в горьком миндале, десяти штук которого иногда бывает достаточно, чтобы причинить смерть взрослому человеку. Присутствие его обнаруживается также в семечках рябины , кизи ла, боярышника, в семечках и цветах дикой таволги (Spiraea Ulmaria), растущей в канавах и по берегам небольших ручьев, приятный и сильный запах кото рой напоминает несколько запах цветов сирени. Тем не менее у разных народов и в разные эпохи горе, печаль и смерть воплощали цветы [6]. 1. Сирень в Англии считается цветком горя и несчастья, вероятно, от ее лилового цвета, перехо дящего в бледный, как бы трупный оттенок. 2. Анютины глазки в средние века были ок ружены таинственностью . В одном из монастырей траппистов (монашеского ордена, основанного в 1636 г. де Ранее, аббатом монастыря La Тгарре близ Мортани, получившего название от узкого входа в местную долину (откуда и название ордена) можно было видеть на стене громадное изображение цветка с мертвой головой в центре и надписью: memento mori (помни о смерти). Быть может, поэтому в се верной Франции белые анютины глазки считают символом смерти, никогда никому не дарят и не д е лают из них букетов. К слову, это выражение часто использовалось в качестве девиза некоторых мона шеских орденов. Например, у камальдулов (орден, основанный в начале XI века бенедиктинцем Рому альдом и названный по имени пустынной местности в Апеннинских горах близ Ареццо - Campus Maldoli, где был расположен главный монастырь ордена) и капуцинов (ветвь францисканцев, осно ванная в 1525 г. миноритом Басси в Урбино) эти слова заменяли приветствие. 3. Лотос, всплывающий на поверхность воды и распускающийся на закате солнца, а закрывающий ся и погружающийся в нее на восходе светила, по мнению древних египтян, был связан с движением небесных светил. Эта таинственная связь и побуди л а египтян посвятить лотос Осирису - богу уми рающей и воскресающей природы , царю загробного мира. 4. Ландыш , по христианскому преданию , воз ник из слез Пресвятой Богородицы , которые она проливала, стоя у креста распятого Сына. Ее горю чие слезы падали крупными каплями на землю , и на месте их падения возникали чистые белые ландыши, которые, осыпавшись, превращ ались в красные пло ды, напоминавшие собою капли крови. 5. Хризантема в Европе является не столько цветком для букетов и украш ений, сколько цветком похоронным. Служа символом глубокой безмолвной печали, хризантемы возлагаются (особенно парижа нами) на ф о б покойника. Сделанные из них венки, просто срезанные цветы, а иногда и цветущие рас тения в горшках расставляются вокруг гроба, кла дутся на гроб и на могилу. Т акую же роль они часто играют и у итальянцев. «Хризантемы , - говорил о них французский академик Жюль Кларти, - венец года, цветы без запаха, мрачная окраска которых как нельзя более соответствует печальному времени го да, когда они расцветают; это цветы кладбища, цве ты могилы!» [6. С. 196]. 6. Примула на северо-западе Италии считается чудодейственным цветком. Она, по преданиям, о т вращает наваждение дьявола, прогоняет бесов и за ставляет выступать из земли кости невинно погиб ших людей. 7. Камелия в Японии носит название «ябу- цубах», а у китайцев «сон-цфа» - «горный чай». Ее покрытые вечнозелеными, неопадающими листьями ветви употребляются в Японии, по народному обы чаю, круглый год для украш ения могил на кладби щах. В южной Германии, особенно на Рейне, в день поминовения всех усопших, могилы на кладбищах освещаются ночью зажж енными свечами и убира ются цветущими в это время камелиями. 8. Незабудка, по распространенному в южной Германии поверью , вырастает на могилах некрещ е ных детей, как бы. упрекая родителей в том , что они забыли исполнить этот обряд. В Англии, как и в не которых других странах, м ассовое появление неза будок на местах погребения считается напоминани ем, присылаемым с того света покойниками. 9. Лилия в египетских иероглифах обозначала то кратковременность жизни, то свободу и надежду. Белыми лилиями украш ались тела умерших моло дых девушек. В Германии с лилией также связано немало сказаний о загробной жизни. Она, как и надгробная роза, служит у немцев свидетельством то преданно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz