Кохичко, А. Н. Несколько слов в защиту смерти / А. Н. Кохичко // Наука и образование. - 2007. - № 8. - С. 41-55.

А.Н. Кохичко НЕСКОЛЬКО СЛОВ В ЗАЩИТУ СМЕРТИ 43 - орел (евреи); - креветка (племя тоджо-тораджо /в централь­ ной части Целебеса (Сулавеси), острова в М алай­ ском архипелаге принадлежащего Индонезии/); - краб (туземцы острова Ниас /к западу о т ост­ рова Суматра/); - ракообразные (туземцы островов Самоа); - жук (араваки /Британская Гвиана/, племя та- манако /бассейн реки Ориноко/); - саранча (туземцы Шортлендских островов /в составе Соломоновых островов/, папуасское племя каи /северо-восточная часть Новой Гвинеи) [18, с.33, 41-43]. Кроме змеи и подобных ей, периодически ме­ няющих свой кожный покров, в символической тра­ диции смерть чаще всего олицетворяли: 1. Луна (в фракийской и греческой мифологии Геката - богиня загробного мира и лунного света). 2. Месяц (в египетской мифологии Осирис (Озирис) - бог преисподней и загробный судья - изображался с диском луны на голове и назывался «Осирис-Иах» (месяц)). 3. Ночь (в греческой мифологии Танатос (Та- нат, Фанат), бог смерти, предстает как сын ночи Никты (Никсы)). 4. Сон (Танатос - брат-близнец бога сна - Г'ипноса) [8. Т. 2, с.456-457]. 5. Дорога (в греческой мифологии Гермес (М еркурий) - глашатай богов, гонец, исполняющий волю Зевса. Ко всему прочему, - он бог дорог, путе­ водитель странников; доставляющий случайное сча­ стье находки, низводящий тени умерших к Гадесу (в Ад)). 6. Огонь (в скандинавской мифологии Локи - олицетворение огня как разрушительной стихии; виновник всего гибельного в мире). 7. Стихия Земли, приемлющая в себя все су­ щее (в греческой мифологии Деметра - богиня пре­ исподней, земледелия, гражданского устройства и брака). Земля является символом , связанным одновре­ менно с идеей как рождения - плодородием , так и смерти - могилой. В связи с этим «алхимическими знаками земли выступают держава и круг, разделен­ ный посередине» [13. С. 183]. Из земли был сотворен и Адам (др.-евр. (h)adam - человек, вылепленный из земли. П ервоначально и буквально - красная земля, краснозем), обреченный вместе с потомством вслед­ ствие соверш енного им первородного греха на об­ ращение после смерти вновь в земной прах [16. С.604]: Откуда пришли, туда и уйдем. Пришли из земли, в землю и ляжем [5. С. 152]. Царь и народ - все в землю пойдет. Всякому мертвецу земля - гроб. Упокой, господи, душеньку, прими, земля, косточ­ ки! Тебе, телу, во земле лежать, а мне, душе, на ответ идти. Дай бог, чтоб земля на нем легким пухом лежала! Ком могильной земли к сердцу - скорбь отляжет. Землица с семи могил добрых людей спасает от всех бед [3. Т.1, с.220-227, Т.2, с.345]. 8. Свойство невидимости (в греческой мифо­ логии Аид (Гадес, Плутон), бог подземного мира и царства мертвых, обладатель волшебной шапки (къует] - рода башлыка из шкуры животного), имев­ шей свойство делать надевшего ее невидимым , - «ужасный», «невидимый» или «делающий невиди­ мыми», т. е. уничтожающий людей) [15. С .390]. 9. Цвет: белый (Средний и Дальний Восток), черный (Запад), красный (Европа, Индия, острова Полинезии), желтый (острова Полинезии), зеленый (Россия), темно-синий (Ближний Восток, Россия) [И . С. 77; 15. С.464-465; 14. С.477]. 10. Банан (племя мантра /М алайский полуост­ ров/) [18. С.44]. В славянской мифологии метафорическими на­ званиями смерти выступали вечный сон, ночь, ту­ ча, ветер, приносящий зловредные испарения. «Бы­ стролетный ветр» роднится и с понятием мора, зара­ зы («поветрие» - «наносные, повальные болезни»; «состояние воздуха, приносящего их»). Предвестниками смерти у наших далеких предков считались хищные птицы : ворон, сыч, со­ ва, филин, дятел, жо(е)лна (большой черный дятел, поедающий пчел), орел, ястреб. Они прилетали и садились на дом, как бы предчувствуя свою добы ­ чу - мертвечину. П тица стучит в окно, садится на плечо человека, залетает в дом - все это знамения фядущ ей смерти [1. С. 127, 130; 11. С.76]. Ворон каркает - к покойнику. Ворон каркает на церкви - к покойнику на селе; каркает на избе - к покойнику во дворе. Через который двор ворон перелетел каркая, там бу­ дет покойник. Сова не принесет добра. Совушка - вдовушка бедо­ курная. Сыч хозяина выживает (если кричит на дому). Дятел избу долбит - к смерти семейного [3. Т. 1, с.227; Г.2, с.342-343]. В образах добрых желанных птиц (ласточка, голубь), а также крылатых насекомых (мотылек, б а­ бочка, сверчок, пчела, муха), рожденных дважды (умирая, гусеница воскресает в виде бабочки; птица, рожденная в форме яйца, появляется на свет вто­ рично в обличье птенца), воплощались души ум ер­ ших. Их прилет в дом рассматривался как посещ е­ ние души почившего или прилет посланников божьих за душой человека. В любом случае это предвещало новую смерть [1. С. 358; 11. С.76]. Ласточка в окно влетит - к покойнику.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz