Кохичко, А. Н. Несколько слов в защиту смерти / А. Н. Кохичко // Наука и образование. - 2007. - № 8. - С. 41-55.

54 ДУХОВНОСТЬ И ВРЕМЯ Молчи, когда бог убил [3. Т. 1, с.39-40]. «...Смерть приблизилась к лекарю и сказала: «Те­ перь настал свой черед!», ухватила его своей ледяной ру­ кой и повела в подземную пещеру. Там увидел он в не­ обозримых рядах тысячи и тысячи возжженных свеч: и большие, и наполовину сгоревшие, и малые. В каждое мгновение одни из них погасали, а другие вновь зажига­ лись, так что огоньки при этих беспрестанных изменени­ ях, казалось, перелетали с места на место. «Взгляни, - сказала Смерть, - это горят человеческие жизни; большие свечи принадлежат детям, наполовину сгоревшие - людям средних лет, малые - старикам, но нередко и дети и юно­ ши наделяются небольшими свечами» (Сказка о куме Смерти) [I. С.354]. Горе-Злосчастье в славянской мифологии изо­ бражалось в виде образа, где смешивались пред­ ставления о прирожденной или навязанной недоле с образом христианско-библейского демона- искусителя, нападающего на человека, когда, пре­ ступив заповедь, он сам отдается власти греха. Един бог без греха. И первый человек греха не миновал (и последний не избудет). И праведник седмижды в день падает (или: согре­ шает). Не грешит, кто гниет (кто в земле лежит). Больше жить - больше грешить. Грех сладок, человек падок [3. Т.1, с.29, 162, 220- 227]. Если проанализировать предпосылки и содер­ жание «наслаждения смертью», то можно увидеть, что в качестве искушения выступают такие пороч­ ные мотивы (изображаемые подчас в аллегориче­ ской форме), как убийство, грязное разнузданное сладострастие, распутство и т.д. (см. сирены, ним­ фы, джинны, валькирии, норны, никсы, муммепи, р у ­ салки, мавки и т.д.). Растленным источникам «сладостной смерти» является и неумеренное, вызывающее безумие, ис­ кусственное возбуждение, например, опиумом (от греч. олос; - «сок растения»), добываемым при по­ мощи надрезов на несозревших головках мака. Не­ мецкий поэт Б .Сигизмунд так описывал запах, изда­ ваемый маком: «Сладко благоухание фиалки, чуден запах розы, горяч, как пряное вино, аромат гвозди­ ки, ты же издаешь одуряющий запах, подобный во­ дам реки Леты, уничтожающим воспоминания про­ житой жизни» [6. С .208]. Курительного значения опиума древние греки и римляне не знали и упот­ ребляли его лишь в качестве болеутоляющ его или усыпляющего средства, причем нередко от чрезмер­ ной дозы больной умирал, но, по сообщению рим ­ ского писателя и историка Плиния Старш его (Гай Плиний Цецилий), в Древнем Риме не раз бывали случаи и добровольного отравления этим растением. Опиум, прозванный мусульманами «маш Ал­ ла» (даром Господним), явившийся как бы заменой запрещенного в этих странах, по закону Магомета, употребления вина и спиртных напитков, на самом деле, по своим гибельным последствиям , во много раз хуже всякого зелья. Курение его в короткое вре­ мя разрушает здоровье и превращает человека в безрассудного раба своей страсти. В связи с этим смерть сдерживает (смиряет) греховную сущность человека. День во грехах, ночь во слезах. Грех грехом, а вина виной. Грехи любезны доводят до бездны. Смерть по грехам страшна. Не бойся смерти, бойся грехов! [3. Т. 1, с.29, 162, 220-227]. Вообще же, тема смерти, научиться у которой можно очень многому - достоинству, чести, поря­ дочности, преданности, жертвенности, великоду­ шию, признательности, самоотверженности, бес­ страшию , глубине миропонимания, отрицанию сиюминутных ц е н н о с т е й ...,- тема эта необъятна так же, как и сама жизнь, поскольку является ее не­ отъемлемой частью . И если к концу дня человеку хочется спать, то и к концу жизни, по мнению И.И. Мечникова, должно прийти если не желание смерти, то хотя бы примирение с ней. Если же этого не происходит, то лишь потому, что лю ди умирают ранее, чем следует, когда инстинкт смерти еще не успевает развиться. Осмыслить же и принять то, что см ерть помо­ гает жить, что она единственно возможный способ познания бытия, не так уж и просто, но, приняв это, понимаешь, что жить становится легко и свободно - как и до р ож д ени я... ЛИТЕРАТУРА 1. Афанасьев А.Н. Древо жизни. Избранные статьи. М.: Современник, 1982. 2. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедия: В 86 т. - М.: ООО «ИДДК ГРУПП», 2004. 3. Даль В.И. Пословицы русского народа: В 2 т. - М.: Художественная литература, 1984. 4. Жили-были. Русские народные сказки о боге, чер­ те, и попе, и хитроване мужике / Сост. Ю.Г. Круглов. - М.: Советская Россия, 1985. 5. Зимин В.И, Ашурова С.Д., Шанский В.Н., Шата­ лова З.И. Русские пословицы и поговорки: Учебный сло­ варь. - М.: Школа-Пресс, 1994. 6. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и предани­ ях. - М.: Агропромиздат, 1991. 7. Крылатые слова по толкованию С.Максимова. - М.: Издательство Астрель, 2000.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz