Кохичко, А. Н. Несколько слов в защиту смерти / А. Н. Кохичко // Наука и образование. - 2007. - № 8. - С. 41-55.

А.Н. Кохичко НЕСКОЛЬКО СЛОВ В ЗАЩИТУ СМЕРТИ 53 джинны, валькирии, норны, никсы (см. кувшинка ), муммели, русалки, мавки... Сирены , древнегреческие морские музы, злые демоны с женской головой и птичьими телами, жи­ ли на западе, на острове между землей Кирки (Цир­ цеи), волшебницы с острова Эя, и скалой чудовища Скиллы. Здесь, сидя на цветущем прибрежном лугу, они чарующими песнями заманивали плывущих мимо путников, которые, забыв обо всем на свете, подплывали к волшебному острову и погибали вме­ сте с кораблями [Гомер. «Одиссея», XII, 39 и т.д.]. В послегомеровских сказаниях сирены изо­ бражались как девы чудной красоты, с очарователь­ ным голосом; звуками своих песен они усыпляли путников, а затем раздирали их на части и пожирали [Аполлоний Родосский. «Argonautica», IV, 893 и т.д.]. Прежде сирены вели себя достойно, не желали «беспричинно» лиш аться своей девственности, но такое их «порядочное» поведение не устраивало развратную богиню Афродиту, и «она превратила девушек в вечнодевственных полуптиц- полулюдей». Обладая прекрасными голосами, сире­ ны однажды осмелились вызвать на певческое со­ стязание муз, уступив им в искусстве. За это музы выщипали у сирен все перья, которые носили потом на голове в качестве украшений, и по этой причине сирены больше не могли летать, лиш ь сидели на своем острове, усыпанном костями своих жертв - моряков с проплывающих мимо кораблей. Русская птица Сирин, происходящая от грече­ ских сирен, в русской мифологии также предстает в образе лукавой соблазнительницы - чудесной рай­ ской птицы с женской грудью и женскими чертами лица, обладающая сладкозвучным голосом. Заслы ­ шав пение Сирин, человек забывал обо всем на све­ те и вскоре умирал, причем см ерть для него в этот момент была желанной. Нимфы (греко-римская мифология) жили в рощах, у источников, в тенистых горных ущельях. Они занимались пряжей, тканьем , пели песни, пля­ сали на лугах под скрипку Пана, бога-покровителя стад, охотились с Артемидой, богиней света и луны, лесов, рек и ручьев, участвовали в шумных оргиях Диониса (Вакха), бога небесной и земной влаги, ви­ на и его возбуждающего действия на человека. Ноч­ ные празднества в честь Диониса соверш ались во многих местах Греции. Так, по преданию , фиван­ ский король Пентей (Фивы - в древности главный город области средней Греции, Беотии, располо­ женный на невысоком холме, среди плодородной Аонийской равнины ) был растерзан женщинами, впавшими в вакхическое неистовство, и собствен­ ной матерью , принявшей его за какое-то животное. Это и подобные ему сказания объясняются тем, что некоторые женщины (менады неистовствующие) в исступлении и экстазе разрывали в жертву богу жи­ вых животных, преимущ ественно молодых козлят, а в некоторых местностях приносили Дионису и че­ ловеческие жертвы. На это указывает и его прозви­ ще Диониса - Оместес (поедающий сырое мясо). Нимфы иногда общались с людьми, отдавались ге­ роям и прекрасным юношам, наводили на человека безумие, бешенство, посылали пророческий дар и исступленное вдохновение. Джинны - духи, демоны, феи и т. п. - в араб­ ских поверьях, земные создания обоего пола, жив­ шие в пустынных местах. Злые женщины -джинны заманивали мужчин и выступали виновниками раз­ личных бедствий, болезней, внезапной смерти. Валькирии - германские бессмертные девы чудной красоты, которые носились в золотом воо­ ружении по воздуху, распоряжаясь, по повелению Одина (Альфадер, Вальфадер), старш его и высшего из богов Севера, битвами и распределяли победу или смерть между воинами. Нередко валькирий смешивали с норнами, прядущими у колодца нить жизни. Это, вероятно, происходит оттого, что по своему влиянию на победу валькирии тоже некото­ рым образом держат в руках судьбы людей. Норны - в скандинавской мифологии, девы судьбы, определявшие участи людей и богов (соот­ ветствуют греческим мойрам (см. маргаритка), римским паркам, кельтским и романским феям, сла­ вянским роженицам (рожаницам), болгарским на- речницам, сербским судницам, чешским и словац ­ ким судицам). Три нестареющие красавицы; Урдр (прошлое), Верданди (настоящее) и Скульд (будущ ­ ность), жили под громадным ясенем Игдразиль, ко­ торый покрывал весь мир своей тенью. Вблизи д е­ рева текла река прошлого, Урдарборн, из которой норны пили вечный напиток и орошали корни Игд- разиля от усыхания. Почти у всех индоевропейских племен преда­ ния говорят о трех девах судьбы: одна из них ведает прошедшее (вчера: рождение, колыбель), другая - настоящее (сегодня: свадьба, брачное лож е), тре­ тья - будущее (завтра: смерть, могила). В русских поверьях понятие о судьбе (участи, роке) связывалось с данностью и случайностью . Кроме того, доля и недоля не только доставались, но и заслуживались: своя волюшка доводит до горькой долюшки. Но тем не менее смерть, как и вся жизнь человека, от рождения до кончины, предопределена фатумом. От судьбы не уйдешь. Чему быть, того не миновать. Кому сгореть, тот не утонет. Суженого (или: Беду) и на кривых оглоблях не объ­ едешь. Бойся не бойся, а от части (участи) своей не уйдешь. Бойся не бойся, без року смерти не будет. Недоля сталась - напасть досталась. Судьба придет, ноги сведег, а руки свяжет. Рок головы ищет.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz