Кохичко, А. Н. Несколько слов в защиту смерти / А. Н. Кохичко // Наука и образование. - 2007. - № 8. - С. 41-55.

52 ДУХОВНОСТЬ И ВРЕМЯ - Пойдем ко мне на елку, мальчик, - прошептал над ним вдруг тихий голос. <...> кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и... и вдруг, - о какой свет! О, какая елка! Да и не елка это, он и не ви­ дал еще таких деревьев! Где это он теперь: все блестит, все сияет, и кругом все куколки, - но нет, это все мальчи­ ки и девочки, только такие светлые; все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеется на него радостно. <...> - Это «Христова елка»... У Христа всегда в этот день елка для маленьких деточек, у которых там нет своей елки... И узнал он, что мальчики и девочки все были такие же, как он, дети, но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербург­ ских чиновников; другие задохнулись у чухонок от воспи­ тательного дома на прокормлении, третьи умерли у ис­ сохшей груди своих матерей (во время самарского голо­ да), четвертые задохлись в вагонах третьего класса, от смрада, и все-то они теперь здесь, все они теперь, как ан­ гелы, все у Христа, и Он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их матерей... А матери этих детей все стоят тут же, в сторонке, и плачут; каждая узнает своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слезы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь так хо­ рошо... А внизу, наутро, дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика...» (Ф.М. Достоевский. Мальчик у Христа на елке) [9. С.205-208]. Наряду с легендами и стихами об ангелах смерти возникли сказания и о борьбе ангелов и чер­ тей за обладание душою усопшего. В славянских преданиях при одре умирающ его присутствуют и спорят за его душу ангел-хранитель и дьявол; если добрые дела человека перевешивают злые, то ангел прогоняет дьявола копьем, а если перевешивают злые деяния, то ангел удаляется с плачем [1, с.333]. Другими словами, смерть не только результат, но и оценка жизни: Перед судьей, да перед смертью замолчишь. Каково житье, такова и смерть. Умел пожить, умей и умереть! Кто жить не умел, того помирать не научишь Не тот живет больше, кто живет дольше [3. Т. 1, с.220-227]. Вообще же, тема смерти намного актуальнее и реальнее, чем представляется. Реальность эта не только в том, что многие человеческие органы на­ чинают умирать (атрофироваться) в весьма раннем возрасте, когда он еще полон сил (например, атро­ фия грудной или зобной железы начинается с двух­ летнего возраста), а в том, что она, эта обратная сто­ рона жизни, освобождающая из м атериального бес­ смертный дух, осознаваема человеком. По безлюдью смерть не ходит. Смерть плотью живет. Смерть с костьми сгложет. Час от часу, а к смерти ближе. Люди мрут, нам дорогу трут. Передний заднему - мост на погост. Кабы до нас люди не мерли, и мы бы на тот свет до­ роги не нашли. Бойся, не бойся, а гроб теши. Избу крой, песни пой, а шесть досок паси! Умрем, ничего с собою не возьмем. Закрыть глазки, да лечь на салазки. В могилке, что в перинке: не просторно, да улежно. Только во сне сдалося, будто на свете жилося. Мертвые с погоста не ходят. Покойника не поминай лихом! Не тем будь помянут покойник! Дадим мертвым покой! О покойнике худа не молви. Жизнь - сказка, смерть - развязка, гроб - коляска, покойна, не тряска, садись да катись [3, Т.1, с.220-227]. Неизбежность смерти, невозможность позна­ ния иного, отличного от жизни в нашем понимании, состояния бытия, освобождение от чего-либо, ведут к тому, что смерть увлекает, очаровывает и иску­ шает... Все, все, что гибелью грозит, Для сердца смертного таит Неизъяснимы наслажденья - Бессмертья, может быть, залог... (А.С. Пушкин) О, смерть! Лишь ты, всесильна, как судьба. Даруешь нам блаженства сладострастье; Разгул страстей, без отдыха борьба - Вот глупой жизни призрачное счастье! (Г.Гейне) О, смерть, тебя мы любим, ты для нас всегда Венчала этот путь - тернистый путь страданья. Так разорви же цепь позора и стыда! Блаженная, приди! Приход твой - обещанье! (П.Верлен) Присутствие и ощущение смерти дарит «бла­ женство», «сладострастье», «неизъяснимы наслаж ­ денья». Так, например, древние египтяне водружали в своих пиршенственных залах скелеты для напоми­ нания о неизбежности смерти и стимулирования на­ слаждений радостями сего м и р а... Олицетворением же «сладостной смерти», танатического (Танатос - бог смерти), по выражению З.Фрейда, стремления, выступали разнообразные хтонические (греческое Kicovia - «земной»), связанны е с подземным миром, персонажи: сирены , русская птица Сирин, нимфы,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz