Кохичко, А. Н. Несколько слов в защиту смерти / А. Н. Кохичко // Наука и образование. - 2007. - № 8. - С. 41-55.
А.Н. Кохичко НЕСКОЛЬКО СЛОВ В ЗАЩИТУ СМЕРТИ 51 Смерть морит, косит, увлекает души в подзем ный мир, но поступает так не по собственному же ланию, она - посланница Бога для сопровождения душ усопших в его небесную обитель. «Я не царь, царевич, не король, королевич, я твоя смерть - за тобою пришла!» - «Не больно страшна: я ми- зинным пальцем поведу - тебя раздавлю!» - «Не хвались, прежде богу помолись!» (Аника-воин и Смерть) [4. С.71]. «Стал солдат на часы. Пришла Смерть. «Куда идешь?» - спрашивает часовой. Смерть отвечает: «Иду к господу за повелением, кого морить мне прикажет». - «Погоди, я пойду спрошу». Пошел и спрашивает: «Госпо ди! Смерть пришла; кого морить укажешь? - «Скажи ей, чтоб три года морила самый старый люд».........Опять по шел и спрашивает: «Господи! Смерть пришла; кого мо рить укажешь? - «Скажи ей, чтоб три года морила моло дой народ»......... Опять пошел и спрашивает: «Господи! Смерть пришла; кого морить укажешь? - «Скажи ей, чтоб три года младенцев морила». Солдат думает: «У моих братьев есть ребятки: эдак, пожалуй, она их уморит!». Вышел и говорит Смерти: «Ступай опять по тем же лесам и целых три года точи самые малые дубки». - «За что гос подь меня мучает!» - заплакала Смерть и пошла по лесам, три года глодала самые что ни есть малые дубки; а как изошло время - идет опять к богу, едва ноги передвигает: «Ну, теперь хоть подерусь с солдатом, а сама дойду до господа! За что так девять лет он меня наказывает?» (Сол дат и Смерть) [4. С.42-43|. «Вдруг повстречалась с ним старуха, такая худая да страшная, несет полную котомочку ножей, да пил, да раз ных топориков, а косой подпирается. Загородила она ему дорогу, а солдат не стерпел этого, выдернул тесак да и за кричал: _ цт0 теде надо от меня, старая? Хочешь, тебе голо ву раскрою? Смерть (это была она) и говорит: - Я послана господом взять у тебя душу!» (А.В. Барсов. Солдат и Смерть) [10. С.406-407]. Бойся бога: смерть у порога. Жив бог, жива душа моя. Кто вложил душу, тот и вынет. Плакаться станешь, бог больше жить заставит. Бога прогневишь, и смерти не даст. Пришла смерть по бабу - не указывай на деда! Знает бог кого на племя пустить [3. Т.1, с.220-227]. Тем не менее Божья посланница делает и ис ключения из правил, «ничто человеческое ей не чу ждо»: «Случилось самому царю захворать; призвали сол дата. Вот он налил в стакан холодной воды, поставил ца рю в головах, поглядел и видит, что Смерть тут уж, в го ловах стоит. И говорит солдат: «Ваше царское величест во! Никто тебя не сможет вылечить, Смерть в головах уже стоит: всего-навсего только три часа и осталось тебе жить!» царь услыхал эти речи и сильно на солдата озло бился: «Как так? - закричал на него. - Ты многих бояр и генералов вылечивал, а меня не хочешь? Сейчас прикажу казнить тебя смертью!» Солдат думал-думал, что ему де лать, и начал просить Смерть: «Отдай, - говорит, царю мой век, а меня умори; все равно придется мне помереть - так уж лучше помереть своей смертью, чем лютую казнь претерпеть!». Посмотрел в стакан и видит, что Смерть стоит у царя в ногах. Тут солдат взял воду и сбрызнул ца ря; стал он совершенно здоров. «Ну, Смерть! - говорит солдат. - Дай мне сроку хоть на три часа, только домой сходить да с женой и сыном проститься». - «Ступай!» - отвечает Смерть» (Солдат, Черт и Смерть) [4. С.68]. «Жил-был бедняк, у него было двенадцать детей; и день и ночь работал он, чтобы пропитать свою семью. Ко гда родился у него тринадцатый ребенок, он вышел на большую дорогу и решился взять в кумовья встречного. Идет костлявая Смерть и говорит: «Возьми меня ку мою». - «А ты кто?» - «Я - Смерть, всех уравнивает». - «Да, ты - правдива, ты не различаешь ни богатых, ни бед ных!» - и бедняк взял ее кумою. Когда мальчик подрос, он пошел однажды навестить своего крестного. Смерть повела его в лес, указала на одну траву и сказала: «Вот те бе дар от твоего крестного! Я сделаю из тебя славного ле каря. Всякий раз, как позовут тебя к больному, ты уви дишь меня: если я буду стоять в головах больного - смело говори, что можешь его вылечить; дай ему этой травы, и он выздоровеет; но если я стану у ног больного - он мой, и никакое лекарство в мире не спасет его!» (Сказка о куме Смерти) [1. С.353-354]. Смерть милосердна. Она, прерывая нить жи з ни, при необходимости освобождает от земного су ществования: «Очень маленький мальчик, лет шести или даже ме нее, приехавший из чужого города, проснулся утром в сы ром и холодном подвале ночлежки. Напиться-то он где-то достал в сенях, но корочки нигде не нашел и раз в десятый уже подходил разбудить свою захворавшую маму. Ощу пав ее лицо, он подивился, что она совсем не двигается и стала такая же холодная, как стена. «Очень уж здесь хо лодно», - подумал он, постоял немного, бессознательно забыв свою руку на плече покойницы, потом дохнул на свои пальчики, чтобы отогреть их, и вдруг, нашарив на нарах свой картузишко, потихоньку, ощупью, пошел из подвала.... Голодный, гонимый, избитый, он забежал в подво ротню, на чужой двор, и присел за дровами... Присел он и скорчился, а сам отдышаться не может от страха, и вдруг...стало ему так хорошо: ручки и ножки...перестали болеть и стало так тепло, так тепло, как на печке. < ...> И ...послышалось, что над ним запела его мама песенку. «Мама, я сплю, ах, как тут спать хорошо!»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz