Кохичко, А. Н. Несколько слов в защиту смерти / А. Н. Кохичко // Наука и образование. - 2007. - № 8. - С. 41-55.
50 ДУХОВНОСТЬ И ВРЕМЯ Земная кончина упокаивает, отрешает от мирской суеты. Так, например, умершего называют: пофузившийся в сон, смеживший очи, заснувший, уснувший; почивший, опочивший, започивавший (от праславянского «počiti» - «уснуть», «успокоить ся»); усопший (от древнерусского усыпить(спать)); покойный, покойник, упокойник (от древнерусского «покои»); жмурик (жмурук) (от праславянского «mbzuriti» - «мигать», «жмуриться», «закрывать глаза»). Вместе с тем смерть, смыкающая очи и ув лекающая души в подземный мир, неизбежна и не обходима: От смерти не посторонишься (не набережешься); не спрячешься (не уйдешь); не откупишься (окупа не дашь); ни отмолишься, ни открестишься; под камнем не укро ешься. Сколько ни жить, а смерти не отбыть (не миновать). Сколько (как) ни ликовать, а смерти (а гроба) не ми новать. 11омногу живуг, а все умирают. Придет время, все лягут в могилку. Всем там быть: кому раньше, кому позже. Где венчают, тут и погребают (отпевают). Промеж жизни и смерти и блошка не проскочит. Тяп-тяпком, под белым платком. Живи, да не заживайся! Жить живи, да честь знай: чужого века не заедай! Кабы люди не мерли - земле бы не сносить. Верти не верти, а надо умерти [3. Т.1, с.220-227]. «С той поры не стал народ помирать: рождаться - рождается, а не помирает! Вот прошло много лет, солдат все торбы не снимает. И случилось ему идти по городу. Идет, а навстречу ему древняя старушка: в которую сто рону подует ветер, в ту сторону и валится. «Вишь, какая старуха! - сказал солдат. - Чай, давно уже помирать пора! - «Да, батюшка, - отвечает старушка, мне давно помереть пора; еще в то время, как посадил ты Смерть в торбу, ос тавалось всего житья моего на белом свете один только час. Я бы и рада на покой, да без Смерти земля не прини мает, и тебе, служивый, за это от бога непрощеный грех! Ведь не одна душа на свете так же, как я, мучится!» (Сол дат, Черт и Смерть) [4. С.69]. Об относительности и неоднозначности кон чины свидетельствуют коса и серп, которыми смерть морит все сущее. С одной стороны , коса и серп - напоминание о скоротечности человеческого бытия, конца жизни и неизбежности исхода, с дру гой - скошенная (сжатая) трава вырастает вновь, еще пышнее и гуще. Другими словами, смерть, уча ствуя в процессе постоянного возрождения приро ды, выступает основой жизни. Возможность воскресения после смерти во площена в фигуре умирающ его и воскресающего бога, встречающегося в различных культурах. Так, например, возрождаются после смерти Адонис - си- рийско-финикийский бог плодородия, Осирис - египетский бог умирающей и воскресающ ей приро ды, царь заф о б н о го мира, Таммуз - вавилонский бог плодородия и скотоводства. В христианстве эта идея нашла развитие в концепции воскресения Ии суса Христа после его смерти на кресте и п оф еб е- ния. Почти у всех народов есть понятие о бытии мирян после разрушения их тел. Так, др е вн еф еч е- ские праведники после смерти удостаивались бл а женства в Элизиуме (Елисейские поля), злые по д е лам - подвергались мукам в бездне Тартара. От цар ства теней освобождались лиш ь герои и полубоги. Евреи, как греки и римляне, полагали, что д у ши умерших, расставшись с телом, спускаются в мрачное место - шеол (Šeol), преисподнюю для грешников, и влачат там бездеятельное и безрадост ное сущ ествование. Со времени вавилонского пле нения шеол разделился на рай, обитель душ правед ников, и ге-хинном (g e' hinnom - долину Хинном или Бен-Хинном) - геенну, место мучений и наказа ния ф еш ны х душ. Во времена языческих обрядов в Хинноме, к югу от Иерусалима около Солнечных ворот, приносились в жертву дети, а после уничто жения языческих жертвенников в 622 г. до. н. э. в долину стали выбрасывать мусор, трупы нечистых животных и преступников для сожжения. Представления египтян и индусов о заф о бн ом существовании выражены учением о реинкарнации (переселении душ). «Из всех древних народов наиболее опреде ленное представление о воскресении тел имели пер сы: все мертвые будут воскрешены Ахурамаздой (Господом Премудрым), и притом в их прежних те лах, которые воссоздаются из элементов природы , кости - из земли, кровь - из воды и проч. В христианстве понятие о воскресении мерт вых сделалось общей верой и получило более точ ные определения. Воскресение мертвых совершится во время второго пришествия Христа. Оно будет действительно воскресением людей по их телесной природе, а не только нравственным воскресением , перерождением и преобразованием ... Х ристианство ясно учит, что воскреснут все люди без различия - праведные и ф еш ны е (Ин 5:29; Деян. 24:15; 1 Кор. 15:22 и пр.)» [19, с.373]. Смерть не все возьмет, только свое возьмет (т.е. плоть). Земной быт не всему конец. Смерть - душе простор. Тело в тесноту, а душу на простор. Без поры душа не выйдет. Никто не увидит как душа выйдет. Что припасла душа, то и на тот свет понесла. Последние будут первыми [3. Т. 1, с.220-227].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz