Кохичко, А. Н. Несколько слов в защиту смерти / А. Н. Кохичко // Наука и образование. - 2007. - № 8. - С. 41-55.
41 А.Н. КОХИЧКО НЕСКОЛЬКО СЛОВ в ЗАШИТУ СМЕРТИ А что такое смерть? Такое ль это зло, Как всем нам кажется? Быть может, умирая, В последний горький час, дошедшему до края, Как в первый час пути - совсем не тяжело? П. Ронсар В каждом из нас есть великая тайна - тайна жизни. Но все ли мы знаем о бы тии? И если появлению на свет предше ствует зарождение, то логично предположить, что свое продолжение есть и у смерти. Умирая, мы пе реступаем порог индивидуального существования в мироздании и выходим за пределы жизни, не дос тупной для постижения. Процесс этот перехода к новым формам бытия, к новому циклу в цепи субъ ективного развития, быть может, безграничен. Как бы ни хотелось, но, как писал О. Хайям, «заглянуть за опущенный занавес тьмы неспособны бессильные наши умы. В тот момент, когда с глаз упадет завеса, в прах бесплотный, в ничто превращаемся мы ...» . Так или иначе, смерть, какой бы она не была, волнует всех и всегда. В мифах (от греч. |iO0oq - «речь», «слово», «толки», «слух», «весть», «рас сказ», «сказка») о происхождении смерти, несмотря на все их разнообразие, мотивами генезиса обратной стороны жизни чаще других выступали следующие. 1. «Ложная весть». Бог некогда предполагал даровать людям бессмертие, но это доброе намере ние не увенчалось успехом по вине вестника, кото рому создатель поручил передать людям благую весть. Так, например, посланниками Бога (Луны) в свое время были: - заяц (племя намакуа (нам, готтентоты), буш мены /Южная Африка/); - собака (племя нанди /Восточная Африка/); - насекомое (племя намакуа (нам, готтентоты) /Южная Африка/); - черепаха (племя тати (масарва) /Восточная Тропическая Африка/); - коза (негры Золотого Берега); - овца (племя ашанти /Западная Африка/); - ящерица, хамелеон (бечуаны /Южная Афри ка/, ва-сена (васанье), зулусы (зулу, амазулу) /Восточная и Южная Африка/, баронга (ронга), ба- суто /Ю го-Восточная и Южная Африка/, нгони (ан- гони, мазиту, магвангара) /Ю го-Восточная и Цен тральная Африка/). Принесли людям ложную весть: - заяц (племя намакуа (нам, готтентоты) /Южная Африка/); - овца (негры Золотого Берега); - коза (племя ашанти /Западная Африка/); - птица holawaka черного или темно-синего цвета с хохолком на голове и одним белым пятном на каждом крыле, «божья овечка» (племя галла /Северо-Восточная Африка/); - То-Корвуву, злой брат доброго духа То- Комбинана (меланезийцы /полуостров Газель на Новой Британии/); - вестник Нгок-Хоанга (Аннам /С еверный и Центральный Вьетнам/). Собаку, посланницу людей к Богу с поручени ем сообщить ему, что они хотели бы после смерти снова вернуться к жизни, с ложной вестью опереди ла лягушка, которой никто не давал подобного по ручения - это была с ее стороны лишь дерзость и назойливость (Того/Западная Африка/) [18. С.34-41, 46-47J. 2. «Объяснение от противного». Люди неко гда обладали даром бессмертия (умирали, но вновь возрождались), но лишились его: - из-за глупости одной старой женщины (ме ланезийские племена островов Банкс и Новые Геб риды, папуасское племя каи в северо-восточной час ти Новой Гвинеи, племя токулави в центральной части острова Целебес (Сулавеси) /остров в М алай ском архипелаге, принадлежащий Индонезии/, пле мя мантра /М алайский полуостров/), туземцы Шортлендских островов /в составе Соломоновых островов/, туземцы островов Адмиралтейства); - некоего злого гения (туземцы Каролинских островов, племя вотьобалук /Ю го-Восточная Авст ралия/); - жестокого человека из другого тотем а (пле мена унматчера и кайтиш /Центральная Австралия/); - злобной ящерицы (племя банар в Восточной Кохинхине /Южный Вьетнам/) [18. С.42-46]. 3. Случайность, недоразумение: - после сотворения мира небожитель спустил ся на землю , чтобы довершить творение. Ему пола галось поститься, но, испытывая муки голода, он съел несколько бананов, и выбор именно этой пищи оказался роковым: если бы создатель стал есть кра бов, то люди бы меняли свою кожу, подобно кра бам, и восстанавливали свою молодость (туземцы острова Ниас /к западу от острова Суматра/); - во время обсуждения богами участи человека разразился сильный ливень; совещание было пре рвано, и, спеша укрыться от дождя, боги приняли единогласно предложение бога Пальси о смертности рода людского (туземцы островов Самоа); - победы в споре одного божества над другим, Крысы над Луной (туземцы островов Фиджи) [18. С.42-45]. 4. Непрочность материала (глина, прутья, трава), из которого сделан человек (индейцы Аме рики).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz