Кохичко, А. Н. Обогащение речи младших школьников саамской лексикой / А. Н. Кохичко // IV Масловские чтения. - Мурманск : МГПУ, 2006. - С.174-175.

А.Н. Кохичко ОБОГАЩЕНИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СААМСКОЙ ЛЕКСИКОЙ Б системе школьного обучения, дающего учащимся глубокие знания основ на­ ук, развивающего познавательные интересы детей, формирующего у них навыки са­ мостоятельной работы, особое место отводится начальному образованию. Именно в начальной школе закладываются исходные положения научных знаний, формирует­ ся инициатива познавательной деятельности ребенка, умение самостоятельно по­ полнять свои знания. Как показывает практика, поиск конкретных путей и способов совершенство­ вания обучения идет в разных аспектах: совершенствуются методики преподавания, разрабатываются и вводятся технические средства обучения, изменяется само со­ держание учебной деятельности. В 2004 г. при поддержке Комитета по образованию Администрации Мурман­ ской области (Н.Н. Карпенко, В.Ф. Костюкевич, Л.А. Ческова), Мурманского областно­ го института повышения квалификации работников образования (Н.Ф. Ткач), руково­ дителей образовательных учреждений г. Мурманска (В.В. Верба, Т.Н. Девяткова, А.Н. Федченко, В.Ф. Цогоева), преподавателей Мурманского государственного педа­ гогического университета (С.А. Антошина, Е.В. Балакшина, О Н. Богаевская, О.Г. Ка­ римова, В.Б. Литвин, И.А. Мещерова, Н.А. Шевченко), творческого коллектива (А.Ю. Балаганский, И.Н. Богданова, Ю.А. Воронцов, М.А. Гусаров, Н.Б. Лившиц) была на­ чата работа по переизданию учебного пособия для учащихся 1—4 классов А.Н. Ко­ хичко «Край, который я люблю». В учебном пособии «Край, который я люблю» (в четырех частях), являющемся частью методического обеспечения реализации национально-регионального компо­ нента содержания образования по русскому языку в начальной школе, представле­ ны иллюстративные и рабочие материалы к разделам языкознания: «Виды речевой деятельности», «Система языка (фонетика, графика, лексика, состав слова, морфо­ логия, синтаксис, пунктуация, орфография)» в соответствии со стандартом началь­ ного общего образования по русскому языку в образовательных учреждениях с рус­ ским языком обучения. Выполняя упражнения на вставку пропущенных букв, подбор однокоренных слов, слов и предложений заданной структуры, разбор слов по составу, фонетиче­ ский, морфологический, синтаксический и орфографический разборы, нахождение грамматической основы предложения и расстановку знаков препинания, анализ морфологических признаков частей речи, составление плана и продолжение текста, группировку орфограмм и формулировку орфографических правил, творческие за­ дания, расширяющие словарный запас учащихся, младшие школьники знакомятся с творчеством поэтов и писателей Кольского Севера; с жанровым составом поморско­ го фольклора и отражением в нем своеобразия жизни; с оригинальностью саамских сказок как одного из фольклорных жанров, отражающих нравственный опыт предков; красотой родной природы; с историческими и культурными событиями родного края и своего населенного пункта; духовными ценностями «малой родины»; народами и народностями, живущими на Севере, их традициями и обычаями. Саамская лексика в вышеназванном пособии нашла свое отражение в виде отдельных тематических упражнений и заданий при работе над словом, звуковой культурой слова, словосочетанием и предложением, связной речью, а также в виде сопутствующего материала при решении разнообразных лингвистических задач. Ниже мы приводим небольшую подборку слов, включенных в материалы уп­ ражнений, и «Мой словарь» - приложения к четырем частям учебного пособия «Край, который я люблю», объединенные краеведческой лексикой. 174

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz