Кохичко, А. Н. Обогащение речи младших школьников саамской лексикой / А. Н. Кохичко // IV Масловские чтения. - Мурманск : МГПУ, 2006. - С.174-175.
А.Н. Кохичко ОБОГАЩЕНИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СААМСКОЙ ЛЕКСИКОЙ Б системе школьного обучения, дающего учащимся глубокие знания основ на ук, развивающего познавательные интересы детей, формирующего у них навыки са мостоятельной работы, особое место отводится начальному образованию. Именно в начальной школе закладываются исходные положения научных знаний, формирует ся инициатива познавательной деятельности ребенка, умение самостоятельно по полнять свои знания. Как показывает практика, поиск конкретных путей и способов совершенство вания обучения идет в разных аспектах: совершенствуются методики преподавания, разрабатываются и вводятся технические средства обучения, изменяется само со держание учебной деятельности. В 2004 г. при поддержке Комитета по образованию Администрации Мурман ской области (Н.Н. Карпенко, В.Ф. Костюкевич, Л.А. Ческова), Мурманского областно го института повышения квалификации работников образования (Н.Ф. Ткач), руково дителей образовательных учреждений г. Мурманска (В.В. Верба, Т.Н. Девяткова, А.Н. Федченко, В.Ф. Цогоева), преподавателей Мурманского государственного педа гогического университета (С.А. Антошина, Е.В. Балакшина, О Н. Богаевская, О.Г. Ка римова, В.Б. Литвин, И.А. Мещерова, Н.А. Шевченко), творческого коллектива (А.Ю. Балаганский, И.Н. Богданова, Ю.А. Воронцов, М.А. Гусаров, Н.Б. Лившиц) была на чата работа по переизданию учебного пособия для учащихся 1—4 классов А.Н. Ко хичко «Край, который я люблю». В учебном пособии «Край, который я люблю» (в четырех частях), являющемся частью методического обеспечения реализации национально-регионального компо нента содержания образования по русскому языку в начальной школе, представле ны иллюстративные и рабочие материалы к разделам языкознания: «Виды речевой деятельности», «Система языка (фонетика, графика, лексика, состав слова, морфо логия, синтаксис, пунктуация, орфография)» в соответствии со стандартом началь ного общего образования по русскому языку в образовательных учреждениях с рус ским языком обучения. Выполняя упражнения на вставку пропущенных букв, подбор однокоренных слов, слов и предложений заданной структуры, разбор слов по составу, фонетиче ский, морфологический, синтаксический и орфографический разборы, нахождение грамматической основы предложения и расстановку знаков препинания, анализ морфологических признаков частей речи, составление плана и продолжение текста, группировку орфограмм и формулировку орфографических правил, творческие за дания, расширяющие словарный запас учащихся, младшие школьники знакомятся с творчеством поэтов и писателей Кольского Севера; с жанровым составом поморско го фольклора и отражением в нем своеобразия жизни; с оригинальностью саамских сказок как одного из фольклорных жанров, отражающих нравственный опыт предков; красотой родной природы; с историческими и культурными событиями родного края и своего населенного пункта; духовными ценностями «малой родины»; народами и народностями, живущими на Севере, их традициями и обычаями. Саамская лексика в вышеназванном пособии нашла свое отражение в виде отдельных тематических упражнений и заданий при работе над словом, звуковой культурой слова, словосочетанием и предложением, связной речью, а также в виде сопутствующего материала при решении разнообразных лингвистических задач. Ниже мы приводим небольшую подборку слов, включенных в материалы уп ражнений, и «Мой словарь» - приложения к четырем частям учебного пособия «Край, который я люблю», объединенные краеведческой лексикой. 174
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz