Кохичко, А. Н. Этимология в помощь орфографии : пособие для учителя 1-4-х кл. / А. Н. Кохичко ; Мурм. обл. ин-т развития регион. образования, повышения квалификации пед. кадров. - Мурманск : [б. и.], 1995. - 129 с.

- Теперь вы знаете, почему слово ПОМИДОР пишется с гласн О в первом слоге и гласной И во втором слоге. Его можно проверить словом ТЮМИ " - ЯБЛОКО ” 4 . Закрепление изученного. На этапе закрепления изученного можно использовать разнооб­ разные задания творческого характера, которые бы развивали ум, ак­ тивизировали воображение и фантазию детей. Одним из вариантов такой работы является составление загадок с применением этимологических справок. При составлении загадок используется метод сравнения и сопо­ ставления. Необходимо выделить важные, существенные отличия пред­ мета (явления) от других по цвету, форме, размеру, составу, запаху, вкусу, звуковым особенностям (Нестеренко А. А. Страна загадок. Ме­ тодика использования загадок. Журнал ТРИЗ. 1992. № 3.4. С. 36). Выделить характерные особенности предмета можно в ходе сво­ бодных высказываний детей о нем, выбирая при этом главные, или используя план ответа, который заранее подготовил учитель. Например, при работе над словом СТРЕКОЗА выясняется, что у стрекозы большие глаза, есть крылья, она летает и на лету ловит насе­ комых (является хищником). После знакомства с этимологией слова дети узнают, что при полете стрекоза издает характерное стрекотание крыльями. Стрекоза. Это слово произошло от звукоподражательного слова “стрек” - характерного шелеста крыльев при ее полете. “Стрекоза” - это значит“стрекотунья". Выпишем все характерные особенности стрекозы в левый столбик и обозначим его: КАКАЯ? ЧТО ДЕЛАЕТ? В правый столбик выпишем названия предметов, которые похожи на стрекозу или совершают сход­ ные действия. Этот столбик обозначим: НА КОГО ПОХОЖА? КТО ДЕЛАЕТ ТАК ЖЕ? СОСТАВЛЕНИЕ ЗАГАДОК С ПОМОЩЬЮ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИХ СПРАВОК Обязательный областной экземпляр 17

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz