Кохичко, А. Н. Этимология в помощь орфографии : пособие для учителя 1-4-х кл. / А. Н. Кохичко ; Мурм. обл. ин-т развития регион. образования, повышения квалификации пед. кадров. - Мурманск : [б. и.], 1995. - 129 с.
- Теперь вы знаете, почему слово ПОМИДОР пишется с гласн О в первом слоге и гласной И во втором слоге. Его можно проверить словом ТЮМИ " - ЯБЛОКО ” 4 . Закрепление изученного. На этапе закрепления изученного можно использовать разнооб разные задания творческого характера, которые бы развивали ум, ак тивизировали воображение и фантазию детей. Одним из вариантов такой работы является составление загадок с применением этимологических справок. При составлении загадок используется метод сравнения и сопо ставления. Необходимо выделить важные, существенные отличия пред мета (явления) от других по цвету, форме, размеру, составу, запаху, вкусу, звуковым особенностям (Нестеренко А. А. Страна загадок. Ме тодика использования загадок. Журнал ТРИЗ. 1992. № 3.4. С. 36). Выделить характерные особенности предмета можно в ходе сво бодных высказываний детей о нем, выбирая при этом главные, или используя план ответа, который заранее подготовил учитель. Например, при работе над словом СТРЕКОЗА выясняется, что у стрекозы большие глаза, есть крылья, она летает и на лету ловит насе комых (является хищником). После знакомства с этимологией слова дети узнают, что при полете стрекоза издает характерное стрекотание крыльями. Стрекоза. Это слово произошло от звукоподражательного слова “стрек” - характерного шелеста крыльев при ее полете. “Стрекоза” - это значит“стрекотунья". Выпишем все характерные особенности стрекозы в левый столбик и обозначим его: КАКАЯ? ЧТО ДЕЛАЕТ? В правый столбик выпишем названия предметов, которые похожи на стрекозу или совершают сход ные действия. Этот столбик обозначим: НА КОГО ПОХОЖА? КТО ДЕЛАЕТ ТАК ЖЕ? СОСТАВЛЕНИЕ ЗАГАДОК С ПОМОЩЬЮ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИХ СПРАВОК Обязательный областной экземпляр 17
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz