Кохичко, А. Н. Этимология в помощь орфографии : пособие для учителя 1-4-х кл. / А. Н. Кохичко ; Мурм. обл. ин-т развития регион. образования, повышения квалификации пед. кадров. - Мурманск : [б. и.], 1995. - 129 с.

младших школьников. Дети должны увидеть новое слово, услышать, а затем проговорить и записать его. Примерный фрагмент урока. Знакомство со словом ЗЕМЛЯНИКА. 1. - Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым словом. Отгадайте загадку и тогда узнаете, что это за слово. а) Стоит Егорка б) На лесной поляне В красной ермолке. Красуется Татьяна: Кто ни пройдет - Алый сарафан, Всяк поклон отдает. Белые крапинки. Можно использовать одну из двух загадок или обе вместе, если первая вызовет у детей затруднение. Вторая загадка дополнена описа­ нием ягоды и местом, где ее можно встретить. Вывешиваются картинка с изображением ягоды и карточка со словом ЗЕМЛЯНИКА - Кто из вас пробовал эту ягоду? Какая она на вкус? Что вы зна те о землянике? Где она растет? Как выглядит? Кто из вас помогал взрослым выращивать землянику? Как за ней нужно ухаживать? Как вы думаете, почему эту ягоду назвали земляникой? 2. - Прочитайте слово ЗЕМЛЯНИКА по слогам. Сколько слогов в этом слове? Назовите первый слог, второй, третий, четвертый. Про­ изнесите слово с ударением. На какой слог падает ударение? Назовите безударные гласные, правописание которых нужно запомнить. Запомните: слово ЗЕМЛЯНИКА пишется с безударной глас­ ной Е в первом слоге и с безударной гласной Я во втором. Учитель сообщает этимологическую справку. Это могут сделать сами дети, опираясь на материал словарика, так как он предназначен для учителя и детей, или используя этимологическую справку, которую учитель подготовил и поместил в классный учебный уголок. В этом слу­ чае учитель просит детей доказать правописание слова ЗЕМЛЯНИКА. Земляника. Слово “земляника” произошло от слова “земля”. Ягоду назвали так потому, что у нее очень коро­ тенький стебелек, почти не поднимающий ее от земли. 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz