Кочеулов, Б. Н. Далёкое-близкое : воспоминания / Борис Кочеулов ; МБУК Североморская централизованная библиотечная система, Центральная городская библиотека имени Л. А. Крейна, Информационно-библиографический отдел ; составитель: А.Ефимова ; редакторы: Б. Кочеулов [и др. ; предисловие: Юлия Солнцева]. - Североморск : МБУК СЦБС, 2021. - 225 с. : ил., цв. ил., портр.
Но мало предложить подземный переход, надо было защитить эту идею. При обсуждении работы по застройке Средней Ваенги, когда очередь дошла до транспортных и пешеходных путей, Анатолий Алексеевич Шашков уступает мне свое место у схемы застройки: «Иди, защищай свой переход!» И первая реакция Максакова, главного инженера Управления капитального строительства, была отрицательной: «Да это же дорого, перекрывать магистраль Мурманск-Североморск!». Это для всех было неожиданно, и я сказал Максакову: «А теплосеть, водопровод, другие инженерные сети? Сколько раз будет перекрыта дорога? А тут все в переходе же и пойдет». «А, совместить прохождение инженерных сетей и пешеходную часть подземного перехода? Это дело другое! Тогда так и делайте», - рубанул воздух рукой Максаков. Весь октябрь наш коллектив работал по заданной теме. Был даже сделан макет. А затем Анатолий Алексеевич Шашков повез материалы в Москву. Но обо всем дальнейшем может лучше поведать сам Анатолий Алексеевич. Мне же хотелось рассказать, как во время большой работы родилась идея подземного перехода. Он был запроектирован в 1972 году. Строители Северовоенморстроя просто молодцы, быстро построили этот переход. Он эксплуатируется с 1973 года. Этот опыт пригодился и при проектировании перехода на Северной Заставе. Б. Кочеулов; фото автора 1966 г. О рассмотрении возможности устройства Подземного перехода под ул. Душенова на участке «Школа№ 10 - кинотеатр «Россия». Нам (ВМП) приказали рассмотреть возможность подземного перехода. Игорь Любивый проработал его, но помешал въезд во двор дома 10, мы засыпали этот въезд (поясню, сделал он насыпь на чертеже, ну а под ней переход). И уложил уклон на дороге, но въезд во двор отменил. Был год 1966, был несчастный случай с девочкой. После чего поставили на пути к школе металлическое ограждение, одновременно закрыли съезд с ул. Душенова кшколе и кинобазе. Переходить дорогу везде было непросто. Опасно! Подземный переход на ул. Душенова - Кирова запроектирован в 1972 г., а построен летом 1973 г. Идея перехода моя, когда в творческой группе Анатолия Алексеевича Шашкова в октябре 1970 г. мы проектировали застройку бывшего песчаного карьера, улиц Подгорной, Гаджиева (на месте финских домов ул. Подгорной, Гаджиева (старой), Первомайской (от ул. Кирова до «ОЛЕНЯ») и нечетной стороны ул. Кирова до школы№ 1. Рабочие чертежи перехода проектировал Архитектурно-строительный отдел, а в отделе Генплана - капитан Тукин Виктор Алексеевич в 1972 г. Строили СВМС, очень быстро строили (т.к. нельзя надолго перекрывать автодорогу ул. Душенова). По словам Александра Водника (23 года был начальником нашего Плавательного бассейна), строил переход тов. Цвирко, он - полковник, получил звание на должности начальника СМУ (Строительно-монтажного управления). Здесь, в Североморске, остался один из мастеров - Женя Севостьянов в/ч 83534. Нина Шкарёнкова (Пешехонова): «Лопинцев Александр Михайлович, учитель истории в школе № 1, приглашал к нам на урок одного из архитекторов города. Помню, нас было не оторвать от огромных листов ватмана с карандашными эскизами будущих улиц Североморска. Очень красиво все было. Радует, что кое-что было воплощено в жизнь еще 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz