Кочеулов, Б. Н. Далёкое-близкое : воспоминания / Борис Кочеулов ; МБУК Североморская централизованная библиотечная система, Центральная городская библиотека имени Л. А. Крейна, Информационно-библиографический отдел ; составитель: А.Ефимова ; редакторы: Б. Кочеулов [и др. ; предисловие: Юлия Солнцева]. - Североморск : МБУК СЦБС, 2021. - 225 с. : ил., цв. ил., портр.
Приложение 8 ВЕРБИН О.Г. «ЧЕРТОВ МОСТ» И ПЕТРОВ МОСТ (ст ат ья опуб л и ко ва на на сайт е Г о р о д с к о г о и ст о р и к о -к р а е в е д ч е с к о г о м у зе я г. П о л я р н ы й ) Проблема Чертова моста стояла в Полярном с 1933 г. При строительстве Главной военно- морской базы необходимо было соединить районы Старого и строящегося Нового Полярного (т.н. Озерного района). Согласно «Схематическому генплану комплекса строительства Баз № 1 и № 2 и жилого городка «Полярное» от сентября 1935 г.»Г11. проектировалась дорога, ведущая от ул. Советской вдоль озера Игнатьева (Бокового), т.е. частично повторяя сегодняшнюю дорогу. Затем она круто поворачивала на север, огибала Торфяную балку (так называется овраг, разделяющий две части города) и соединялась с дорогой у озера Ларина. Но стало очевидно, что этот путь для пешеходов, которыми были тогда практически все полярнинцы, кроме высшего военного командования, будет очень длинным. Командующий Константин Иванович Душенов перечеркнул эту дорогу на генплане города и нарисовал мост через овраг. Однако К. Душенов не сумел добиться постройки моста. Строительство города и так шло со значительным перерасходом средств, и нагружать строительный бюджет еще и дорогостоящим мостом было невыполнимой задачей... В результате не была построена ни обходная дорога, ни мост. На «Генеральном плане г. Полярное 1939 года»Г21 мост через Торфяную балку обозначен как деревянный. То есть между 1935 и 1939 гг. вместо моста соорудили времянку, в надежде на лучшие времена. Нет ничего более постоянного, чем временное... Репрессии, финская война, Великая Отечественная... Мост получил в народе название Чертова. Может быть военные люди, почувствовав, каких усилий требует преодоление этого моста, особенно в зимний период, наименовали его по аналогии с тем знаменитым мостом, который был героически взят Суворовым в швейцарских Альпах? Есть в этом названии многое от нечистого... Какой же это мост? Насмешка и обманка от лукавого... После войны проблема строительства полноценного моста, соединяющего различные районы города, опять встала в полный рост. Руководство Полярного понимало, что мост для горожан и развития города необходим. Но и в послевоенное время средств на его строительство не находилось. Председатель Полярнинского горисполкома Иван Николаевич Тимофеев (1945-1946 гг.) с горечью вспоминал: многие требования избирателей удалось выполнить, но « т ол ь ко о д и н на ка з, к а к го во р ят , « с б о р о д о й » , еще р а н е е ж д а в ш и й своей очереди, вы зывал споры у О б л и с п о л ко м а и В о е н н о г о С о в ет а - ст роит ельст во м о ст а через «Ч е рт ов овраг», т о есть з а м е н а с ущ е ст в о в а вш е г о к а ч аю щ е г о с я деревянного перехода, к от о ры м пользовались ж и т е л и Ст а р о го П о л я р н о г о . К а к г о р и с п о л к о м н и мы ка л ся , а д о бит ь с я р еш е н и я эт о й проблемы не у д а в а л о с ь еще долгие г о ды » . ГЗ] В 1947 г. Полярный перестал быть Главной базой Северного флота, а с 1956 г. перешел в подчинение Североморскому району. Постройка моста в городе перестала назойливо тревожить флотское и районное руководство, располагавшееся теперь на другой стороне Кольского залива. О прелестях переходов по мосту старожилы вспоминают до сих пор. Вот, к примеру, выдержка из воспоминаний семьи В.Г. Щербинина, жившего в Полярном в 1957-1958 гг.: « С а м о е т р у д н о е м е ст о п ут и был Черт ов м ост , к от о ры й был п р о л о ж е н м е ж д у д в ум я с о п к а м и , д о в о л ь н о в ы с о к и м и Л е ст н и ц а м о ст а была деревянная и к а к правило все гда обледенелая, с к о л ь з к а я . Т р у д н е е бы л о сп ускат ься и у ж е легче подним ат ься. Н е р а з черт а в с п ом н иш ь , п о к а его п р о й д е ш ь » .\ 4 ] В 1960-1970-е гг. страна стала жить побогаче, город стал расти, как на дрожжах. Но руководителя, который взялся бы за разрешение проблемы Чертова моста все не находилось Писались жалобы, снимались телерепортажи, приезжали комиссии, проводились заседания А на мосту продолжали разбиваться люди. В 1983 г. город вырвался из тяжких объятий Североморского райисполкома и стал городом областного подчинения. Городской исполком и городской Совет народных депутатов получили 222
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz