Кочеулов, Б. Н. Далёкое-близкое : воспоминания / Борис Кочеулов ; МБУК Североморская централизованная библиотечная система, Центральная городская библиотека имени Л. А. Крейна, Информационно-библиографический отдел ; составитель: А.Ефимова ; редакторы: Б. Кочеулов [и др. ; предисловие: Юлия Солнцева]. - Североморск : МБУК СЦБС, 2021. - 225 с. : ил., цв. ил., портр.
ЗАМЕТКИ К ВИДЕОФИЛЬМУ «ИСТОРИЯ СЕВЕРОМОРСКА» (в 4-х частях) Посмотрел я в Интернете любительский видеофильм «История Североморска» (в 4- х частях). Понравилось. Спасибо тому, кто сделал эту работу. Спасибо за участие в фильме ветеранам И.Б. Сафонову, П. С. Жидяеву, Н.М. Пажитнову и всем другим, с кем я знаком и не знаком. К увиденному хочу добавить следующее: 1. «Лагерь заключенных был» (И.Б. Сафонов). Да, был. Белоусов Лев Иванович, выпускник Академии им. Куйбышева, начальник участка, строитель Первого причала в 1935 г. и Ангара на гидроаэродроме в губе Грязной в 1937{?), строил дом № 6-8-10 ул. Сафонова силами заключенных. В этом доме Белоусовы получили комнату в квартире. Позднее в этой же квартире получил комнату Борис Феоктистович Сафонов с семьей. Материалы о Белоусове Л.И. есть в городском музее (он же в 1940-1941 годах строил аэродром в Поное, там работали пленные поляки). В 1941 г. переведен в Москву. Мне это известно от моей мамы Кочеуловой Марии Яковлевны и от Белоусовой Лидии Алексеевны (жены Льва Ивановича). Они - подруги, вместе работали с 1934 г. в Инженерном отделе Северного Флота в Мурманске. М.Я. (Муся) - секретарь-машинистка, Л.Я. (Лида) - начальник отдела кадров и секретарь комсомольской организации. Из Мурманска М.Я. навещала Белоусовых в Грязной и Ваенге. 2. Строительство грунтовой автодороги Мурманск-Ваенга окончено в 1941 г. (в основном). Булыжное покрытие построено после войны. В 1949 г. я видел немецких пленных на мощении булыжником участка автодороги от Варламово до Ваенга-1. Проект нынешней автодороги с асфальтобетонным покрытием выполнили ленинградцы (представитель проектной организации привозила в ОКС СФ проект на согласование в апреле 1964 г.). Построена в 1969(7^) г. Спрямлены участки: Нижнее Варламово-Верхнее Варламово, Озерки-КПП-2, Семеновское озеро-ул. Челюскинцев (на последнем участке убран аварийно-опасный «тещин язык»). Время в пути рейсового автобуса Североморск - Мурманск стало 1 час (вместо 1 час 20 мин). 3. В фильме сказано, что «пленные немцы работали в Ваенге как и по всей стране до середины 50-х годов». По всей стране - не знаю. Для Ваенги дата неправильная. Ошибку надо исправить (сделать запрос в архивы). См. Постановление СНК СССР от 01.11.1945 № 2722 «О мероприятиях по восстановлению разрушенных немецкими захватчиками городов РСФСР: Смоленска, Вязьмы, Ростова-на-Дону, Новороссийска, Пскова, Севастополя, Воронежа, Новгорода, Великих Лук, Калинина, Брянска, Орла, Курска, Краснодара и Мурманска». Разбомбленный, сожженный Мурманск восстанавливали (в том числе пленные немцы). По мере окончания работ в Мурманске их привлекли на стройки в Ваенге, 138
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz