Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.
глядел на фото и не узнавал коллег. Даже самого себя не узнавал, переспра шивал: «Кто это?». Более того, заявил мне, что отживает свой последний се зон... Жена в открытую жаловалась мне (а он и не слышал, сидя рядом), что мах нул на всё рукой: «Заставляю бриться, мыться, одеваться, но может один вы пить бутылку водки». После моей информации, что я ри сую, пишу мемуары, собрал 3 фотоаль бома своих спектаклей, она позвала меня в соседнюю комнату, заваленную архи вом: на полу, на мебели — горы старых газет, афиш, растрепанных альбомов, подарков и т. д. Склад! Больше похожий на свалку с соответствующим запахом. Супруга просила меня подействовать на Корнелия Александровича — вдохно вить на приведение в порядок архива и писание воспоминаний. А я его и раньше агитировал написать о Мурманском теат ре с момента начала его работы, с 1949 года до 1963 года, а дальше я — до 1981 года (года моего переезда в Севастополь). Он признавался, что желание есть, вот толь ко «лень»... Из разговора понял, что у них ослож нились взаимоотношения с дочерью, никто к ним не заходит и театр забыл поздравить с каким-то праздником. Кор нелий Александрович, тем не менее, в об щении был оживлён и даже неожиданно запел: «Радость поёт, как весенний скво рец!..» Я не удержался, подпел ему и при знался, что это одна из моих любимых ме лодий почитаемого мной И. Дунаевско го. Мне показалось это весьма символич ным — по-моему, мы всегда при обще нии находились «на одной волне». При прощании Валентина Семёновна благодарила: «Вас.Вас. (меня так всегда называл Корнелий Александрович), вы даже не представляете, какой это пода рок — ваш приход! Спасибо! Не забывай те». Оказывается, врач предлагает поло жить Баздерова в больницу — отказыва ют ноги. Обнялись на прощание и не вольно мелькнула мысль: не в последний ли раз?.. За свою театральную жизнь ни к кому из актёров я так сердечно не от носился, как к Корнелию Александрови чу... Уходил с горьким чувством расстро- енности, сострадания к одинокой, безза щитной старости очень мною уважаемых людей... Однако вернёмся в прошлое, к октяб рю 1972 года, к началу 34-го сезона. В те годы Министерство культуры проводи ло разные фестивали и, в том числе, на циональной драматургии. Очень разум ная политика, обогащающая театраль ную жизнь всей страны. К фестивалю та тарской драматургии я заинтересовался пьесой Ш. Хусайнова «Белое платье ма тери». Автор анализирует, в общем-то, мелодраматическую ситуацию, но без «слёз и соплей», грубо говоря. Ситуация: мать, безнадёжно больная старая женщи на приезжает в город к детям, а их у неё ни много, ни мало — девять. Кто-то из них должен её взять, устроить доживать последние дни. Но не это её волнует. Её беспокоит один вопрос, задаваемый каж дому из них: «Как Вы живёте?» А живут они по-разному. Кто по совести, а кто и по-другому и, по разным причинам, не кому взять мать к себе. Собственно, спек такль я так и строил, как «суд совести», отчёта перед матерью. Она и сама даёт отчёт о прожитой долгой, трудной жиз ни. Я заключил спектакль в рамки про лога и эпилога, чего у автора нет. В прологе: На открытой сцене в луче света появ ляется Мать и Старый Татарин 77
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz