Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

нять Е. Иоффе. Ничего себе! Спектакль уже разрекламирован, продаются биле­ ты и т. д. и т. п. Я, в тихом ужасе, появляюсь на про­ гоне. Действительно, какой-то покой в спектакле, напряжения нет, всё стоит на месте. Но всё-таки было видно, что Иоф­ фе возможен в этой роли. И вся беда спектакля в нём, всё в тех же его недо­ статках, о чём говорил выше. Я даже не стал обсуждать прогон на коллективе, а пригласил В. Келле-Пелле и Е. Иоффе в кабинет и прямо выложил, что, с моей точки зрения, неверно. Чешков — борец, он вне покоя, у него нет времени на ва­ льяжные разговоры, на свой экспери­ мент! Он должен быть ежесекундно ре­ шителен, даже жесток и т. д. и т. п. В. Кел- ле-Пелле помалкивал (он вообще не был словоблудом), Е. Иоффе произнёс толь­ ко одну фразу: «Я всё понял. Завтра по­ пробую». В моей практике такого не бы­ вало: на следующем прогоне ничего от прежнего Чешкова почти не было. Иоф­ фе появился стремительно, напористо, кажется, и физически подтянулся, под­ рос. Такое, конечно, может талантливый актёр! Спектакль задышал, встал на нуж­ ные рельсы, стал одним из лучших наших работ последних лет. ...В эту зиму к нам в Мурманск при­ ехал мой родной младший брат Леонид. Вернее не к нам, а на традиционный Праздник Севера в качестве тренера лыжной группы из Сибири (сам уже был мастером спорта, чемпионом СССР). К сожалению, обстоятельно пообщаться не удалось, так как он целый день пребы­ вал в Долина Уюта, а я, в свою очередь, безвылазно в театре . Но ему, един­ ственному из родни, удалось посмотреть сп ектакль , которым я гордился — «Троянской войны не будет». .. .Если «Человека со стороны» я вклю­ чил в репертуар под сильным впечатле­ нием от спектакля И. Владимирова, то «А зори здесь тихие» — из внутреннего про­ теста, увиденного у Ю. Любимого. Мне никогда не был интересен этот театр, я относился к нему, как полусамодеятель- ному со всеми режиссёрскими выкрута­ сами и фигами в кармане. О спектакле Любимова «А зори...» написано неме- ренно в одних восклицательных эпите­ тах. А мне скучно было его смотреть, так как всё выглядело формально придуман­ ным, актёрски поверхностным. Одним словом, я исповедую русский, психоло­ гический театр, а тут театр «представле­ ния», как определял К. С. Станиславский. И прискорбно, что он ныне почти повсе­ местно торжествует. И вот из этой внутренней полемики я и взялся за инсценировку лучшей повес­ ти Б. Васильева о войне (теперь и не ве­ рится, что это он её написал — так пере­ менился в оценке Веской Отечественной войны). Роль Васкова я доверил В. Стоменку, и он отлично с непростой задачей спра­ вился, убедительными были и все девча­ та в исполнении наших молодых актрис. Песня «Журавли» в исполнении Бернеса (тогда ещё не затасканная), ставшая лейт­ мотивом спектакля, точно легла на тра­ гический настрой событий. Газеты дружно одобрительно отклик­ нулись рецензиями. А. Шувалов в «По­ лярной правде» заключает статью: «Твор­ ческий коллектив во главе с главным режис­ сёром В.В. Киселёвым, ставя спектакль, ре­ шил сложную задачу. А именно: на основе инсценировки С. Диманта создал свой дра­ матургический вариант. Он, с нашей точ­ ки зрения, полнее и глубже раскрывает со­ держание повести, сохраняя при этом ав­ 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz