Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.
нять Е. Иоффе. Ничего себе! Спектакль уже разрекламирован, продаются биле ты и т. д. и т. п. Я, в тихом ужасе, появляюсь на про гоне. Действительно, какой-то покой в спектакле, напряжения нет, всё стоит на месте. Но всё-таки было видно, что Иоф фе возможен в этой роли. И вся беда спектакля в нём, всё в тех же его недо статках, о чём говорил выше. Я даже не стал обсуждать прогон на коллективе, а пригласил В. Келле-Пелле и Е. Иоффе в кабинет и прямо выложил, что, с моей точки зрения, неверно. Чешков — борец, он вне покоя, у него нет времени на ва льяжные разговоры, на свой экспери мент! Он должен быть ежесекундно ре шителен, даже жесток и т. д. и т. п. В. Кел- ле-Пелле помалкивал (он вообще не был словоблудом), Е. Иоффе произнёс толь ко одну фразу: «Я всё понял. Завтра по пробую». В моей практике такого не бы вало: на следующем прогоне ничего от прежнего Чешкова почти не было. Иоф фе появился стремительно, напористо, кажется, и физически подтянулся, под рос. Такое, конечно, может талантливый актёр! Спектакль задышал, встал на нуж ные рельсы, стал одним из лучших наших работ последних лет. ...В эту зиму к нам в Мурманск при ехал мой родной младший брат Леонид. Вернее не к нам, а на традиционный Праздник Севера в качестве тренера лыжной группы из Сибири (сам уже был мастером спорта, чемпионом СССР). К сожалению, обстоятельно пообщаться не удалось, так как он целый день пребы вал в Долина Уюта, а я, в свою очередь, безвылазно в театре . Но ему, един ственному из родни, удалось посмотреть сп ектакль , которым я гордился — «Троянской войны не будет». .. .Если «Человека со стороны» я вклю чил в репертуар под сильным впечатле нием от спектакля И. Владимирова, то «А зори здесь тихие» — из внутреннего про теста, увиденного у Ю. Любимого. Мне никогда не был интересен этот театр, я относился к нему, как полусамодеятель- ному со всеми режиссёрскими выкрута сами и фигами в кармане. О спектакле Любимова «А зори...» написано неме- ренно в одних восклицательных эпите тах. А мне скучно было его смотреть, так как всё выглядело формально придуман ным, актёрски поверхностным. Одним словом, я исповедую русский, психоло гический театр, а тут театр «представле ния», как определял К. С. Станиславский. И прискорбно, что он ныне почти повсе местно торжествует. И вот из этой внутренней полемики я и взялся за инсценировку лучшей повес ти Б. Васильева о войне (теперь и не ве рится, что это он её написал — так пере менился в оценке Веской Отечественной войны). Роль Васкова я доверил В. Стоменку, и он отлично с непростой задачей спра вился, убедительными были и все девча та в исполнении наших молодых актрис. Песня «Журавли» в исполнении Бернеса (тогда ещё не затасканная), ставшая лейт мотивом спектакля, точно легла на тра гический настрой событий. Газеты дружно одобрительно отклик нулись рецензиями. А. Шувалов в «По лярной правде» заключает статью: «Твор ческий коллектив во главе с главным режис сёром В.В. Киселёвым, ставя спектакль, ре шил сложную задачу. А именно: на основе инсценировки С. Диманта создал свой дра матургический вариант. Он, с нашей точ ки зрения, полнее и глубже раскрывает со держание повести, сохраняя при этом ав 73
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz