Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

В. Туманова, но он был занят в главной роли другого спектакля, параллельного. Что касается Луки — Е. Иоффе, то я, конечно, пошёл на риск, так как сильна была у него «аура» остро-комедийного ак­ тёра. В труппе удивились такому назначе­ нию. Объективно говоря, я не был до кон­ ца им доволен. Что-то там не состоялось, не удалось преодолеть его «рыхлости», на­ рочитой вальяжности — главной беды во всех его психологических, серьёзных ро­ лях. Удивительно: эти его качества мгно­ венно им преодолевались в комедийных, сатирических ролях. Видимо, стараясь уйти от своей «природы» он перегружал психологизмом образ в драматическом ма­ териале. Об этом ещё придётся поговорить касательно его будущих работ. ... Не могу понять, почему Г. А. Тов­ стоногов не поставил «На дне», имея Е. Ле­ бедева, мечтавшего о роли Луки. Это я понял, когда он репетировал с нами на 3 курсе театрального института сцены из «На дне». В газете «Полярная правда» появи­ лась большая, обстоятельная статья преподавателя Мурманского пединсти­ тута Г. А. Голотиной, высоко оценившей Л. Ниценко (Актёр), А. Рогачевского (Ба­ рон) и Е. Иоффе в том числе. Заканчивается статья так: «Это лишь отдельные недочёты. Они не заслоняют об­ щей удачи спектакля, который заставляет думать, спорить, ещё и ещё раз возвращать­ ся к так хорошо знакомому тексту и кото­ рый ещё раз свидетельствует о возможнос­ тях нашего театра, которые необходимо развивать и дальше». Не менее обстоятельная была статья и в «Комсомольце Заполярья» мурман­ ского поэта А. Тимофеева, которую он закончил словами: «... В целом, спектакль найден, он есть, и он хорош». ...70-е годы был период появления ряда острых, проблемных пьес советских драматургов М. Шатрова, А. Гельмана, А. Мишарина и др. Появилась пьеса И. Дворецкого «Человек со стороны» с большим успехом шедшая в Москве, Ле­ нинграде (впрочем, она, по-моему, про­ шла по многим сценам страны). В Моск­ ве, в режиссуре А. Эфроса, спектакль не понравился. Понравился в Ленинграде, в постановке И. Владимирова, где Чеш- кова, главного героя, играл Дьячков, иг­ рал отлично (не в пример маловырази­ тельному, малозначительному, пустова­ тому московскому актёру). Дьячкова я знал ещё по театральному институту. Был он зажат, пластически скован, ка­ зался малоперспективным. И вдруг все эти его недостатки стали достоинством в образе Чешкова — угрюмый, фана­ тичный, он шёл напролом, с какой-то почти дьявольской сосредоточеннос­ тью. Эта его «инакость» помогала ему идти против всех ради дела. И. Влади­ миров, мастер комедийного, добился в спектакле самого сложного: общего внутреннего напряжения, остроты, ла­ конизма. Я и стал инициатором постановки «Че­ ловека со стороны», но сам взяться за дело не мог — только что выпустил «На дне», сил не было. Поручил В. Келле-Пелле, который, надо сказать, от пьесы не был в восторге. Репетиции пошли, и я был уве­ рен, что там будет всё в порядке, хотя предложение режиссёра на роль Чешко­ ва артиста Е. Иоффе несколько удиви­ ло. И не только меня. И вдруг, уже в стадии прогонов спектак­ ля, появляются у меня в кабинете В. Кел- ле-Пелле и Е. Иоффе в паническом со­ стоянии — нц/чего не получается! Что-то надо предпринимать, возможно, заме­ 72

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz