Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

ные ведущие роли. Александр внима­ тельно слушал его, но как только актёр заявил, что он ещё, как режиссёр, ставит и спектакли, причём, высокого качества, оборвал его: «Стоп! А зачем мне очеред­ ной режиссёр, который может ставить спектакли лучше меня самого?» И, не ожидая ответа, двинулся дальше. Актёр с разинутым ртом остался позади. Есть такая позиция (и не редкость) главрежа. Я всегда придерживался дру­ гого: в одной команде должны работать способные в своей профессии люди. Будь то режиссёр, актёр, зав. цехом и т. д. Я никогда не боялся конкуренции, это меня только подстёгивало. По-моему, уже го­ ворил, что хорошие спектакли других режиссёров (в других театрах тоже) меня только вдохновляли, вселяли ещё боль­ ше уверенности, что я занимаюсь заме­ чательным делом. Не так давно, уже на пенсии, в tet-a- tet-ном разговоре с уважаемой мной ве­ дущей актрисой нашего театра, услышал: — Знаете, Василий Васильевич, что в Вас самое ценное в качестве руководите­ ля театра? __ — Вы любите талантливых людей... Она права. Я ей очень благодарен за эту высокую оценку. Это качество моей скромной персоны подметила (или вы­ сказала) только она, а ей в её наблюда­ тельности, уме трудно отказать. ...Отдыхали летом на Украине, в Чер­ кассах. Почему туда попали — не помню. Маленький, чистенький южный городок на берегу водохранилища. Жили в част­ ном домике. В памяти только солнце, теп­ ло, покой! Всё это очень ко времени — жена отважилась рожать после прилич­ ного перерыва (дочери Марише шёл 12- й год). Я ждал сына!.. 31-й театральный сезон (1969-70 г.г.) открывали мы спектаклем В. Келле-Пел- ле «Преступление продолжается» (за ко­ торый он получил при защите диплома высшую оценку) и «Эзопом». Оба спек­ такля всего несколько раз прошли в пре­ дыдущем сезоне. «Преступление» при­ влекало внимание экзотичностью мате­ риала: немецкая школа подготовки ди­ версантов из пленных русских парней, для заброски на территорию СССР. Сле­ дом была премьера «Большевиков» О. Овечкина. На мою долю выпало решение поста­ вить «Человек и глобус» В. Лаврентьева. Пьеса рыхловата, иллюстрирована, но очень уж заинтересовала тема: создание атомной бомбы в СССР. Автор уже в са­ мом названии даёт понятие о масштабе разговора. Прообразом главного действующего лица пьесы Бармина был выдающийся советский учёный Курчатов. Бармин здесь не только учёный, но, главное — патриот, человек мыслящий в масштабах и интересах всей планеты. На роль Бармина я назначил (для «вы­ тягивания роли») К. Баздерова. Для ком­ пенсации минусов драматургии, ввёл кинокадры атомных бомбардировок Хи­ росимы и Нагасаки, проецируемых на два боковых экрана в системе декораций. Но ничего не спасло спектакль, я пере­ оценил свои возможности преодолеть слабость драматургии. Я сам сейчас не помню этот спектакль, кроме одного мо­ нолога Бармина после успешного испы­ тания атомной бомбы. В финале, в луче света стоял Бармин — Баздеров со слеза­ ми на глазах: смесь удовлетворения дос­ тигнутому и понимания разрушительной силы созданного. Отличный актёрский монолог на фоне музыки (виолончель), 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz