Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

артист В. Кривошеев, игравший Ксанфа, одну из главных ролей, нужно было сде­ лать ввод, но по какой-то причине я это­ го не сделал... В конце сезона О. Овечкин трудился над серьёзным спектаклем «Большеви­ ки» М. Шатрова, который мы планиро­ вали посвятить приближающему 100-ле- тию В. И. Ленина. Жанр пьесы — доку­ ментальная драма о драматическом для Советского государства моменте — по­ кушение на жизнь В. И. Ленина. Задача для режиссёра, актёров слож­ нейшая, т. к. действующие лица — Свер­ длов, Луначарский, Чичерин, Цюрюпа, Крупская и др. Спектакль оценить слож­ но, жанр документальной драмы не все­ ми воспринимается, но он выполнил своё «датское» предназначение. Весной 1969 года мы приняли на ре­ жиссёрскую дипломную практику сту­ дента ЛГИТМиКа В. Я. Келле-Пелле. Вы­ яснилось, что он муж актрисы А. Азар- ченко, уже год у нас успешно работав­ шей. Он поставил два спектакля: «Хозяй­ ка гостиницы» К. Гольдони и «Преступ­ ление продолжается» Г. Малышева. Для защиты диплома В. Я. Келле-Пелле оста­ новился на последнем названии. «Преступление» — психологический детектив на антифашистскую тему, в нём была занята вся мужская молодёжь те­ атра. Я не очень люблю байки о наклад­ ках в спектаклях, которыми по ТВ актё­ ры развлекают телезрителей. Создаётся впечатление, что жизнь спектаклей со­ стоит из одних курьёзов, случайностей, глупостей. Я за свою долгую, театраль­ ную жизнь видел лишь один курьёз, как раз на «Преступлении». Есть режиссёры, которые не любят смотреть свои рядовые спектакли, тем более чужие. Я не из тех. И вот на одном вечернем спектакле «Преступления» я сидел, как обычно, в конце зала, смотрел на игру актёров. Шла сцена «обмывания» в связи с окончанием курсантами-дивер­ сантами курса подготовки для забрасы­ вания их в наш тыл. Был провозглашен тост, все выпили из своих кружек. Один из них, стоящий чуть поодаль, глотнул и вытаращил (буквально) глаза. Не заме­ тив этого, другой курсант подошёл к нему и чиркнул зажигалкой, приглашая закурить. Остолбеневший курсант (его играл Э. Бушкевич) в ещё большем ис­ пуге рванул за кулисы. Я помчался на сцену: что случилось? Оказывается, в кружке Бушкевича был налит бензин! Кто-то из девочек-костюмеров по ошиб­ ке плеснул вместо воды — бензин (с по­ мощью этой жидкости выводили пятна на костюмах). Потому-то и рванул Буш­ кевич от зажигалки. Бледный от испуга, а больше от возмущения, Бушкевич еле успокоился в антракте... В. Келле-Пелле пригласили в штат очередным режиссё­ ром, благо, место после ухода В. Вениа­ минова было свободно. Опыт с «опыт­ ным» режиссёром дал мне показатель­ ный вывод: все дело в существе личнос­ ти. Если я пригласил О. Овечкина, не осо­ бо вникая в его человеческое содержа­ ние, то к В. Келле-Пелле я присматривал­ ся более внимательно и рад, что мне не пришлось разочаровываться. Хочется здесь сказать о взаимоотно­ шениях режиссуры в театре. По этому поводу вспоминается один эпизод. Шли мы как-то по Москве, двигаясь к Мини­ стерству культуры с А. Григоряном, главным режиссёром Русского Театра драмы Еревана. Догнал нас представи­ тельного вида средних лет актёр, под­ строился к Григоряну и начал предла­ гать себя в его театр, перечисляя сыгран­ 67

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz