Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

строльно сыгранных один раз на нашей сцене. Бессеменов — лучшее, что создал в театре мой учитель — народный артист Е. А. Лебедев. После спектакля в моём кабинете мы тепло пообщались с Е. Ле­ бедевым, В. Стржельчиком, Н. Трофимо­ вым... С моей точки зрения, в труппе получил­ ся удачный актёрский «расклад» на «Чай­ ку». И право,Тригорин — К. Баздеров, Ар- кадина — Е. Маркелова, Сорин — А. Ро- гачевский, Дорн — В. Камкин, Нина — К. Белова, Маша — Е. Мазурова, Треп- лев — В. Зименков (только что принятый в труппу), с замечательными данными: молод, содержателен, умён, красив. О Зи- менкове не удержусь добавить: он ушёл вскоре из театра, о чём я очень жалел, и не только потому, что сократил этим жизнь спектаклю, т. к. я не видел ему за­ мены. А потому, что у него были все данные для долгой и успешной работы. И ушёл он не только из нашего театра, а, вообще, оставил актёрскую профес­ сию. Почему? Сдаётся мне, что его уг­ нетала необходимость тиражирования своей работы, ежевечернего выхода на сцену независимо от самочувствия, на­ строения. Я так и не узнал, чем он стал заниматься, вернувшись в Ленинград, а хотелось бы — очень уж был неординар­ ный молодой человек. Что касается самого спектакля: меня и тогда, и даже сейчас интересует про­ блема «содержания и формы» в искус­ стве. Я утверждал: крах Треплёва, уве­ ровавшего в примат «формы» над «со­ держ анием» , в финале понявшего « ...что дело не в старых и не в новых формах, а в том, что человек пишет, не думая ни о каких формах, пишет, пото­ му что это свободно льётся из его души». И, главное, надо стоически «нести свой крест» — к чему так же в финале прихо­ дит Нина Заречная. Надо сказать, этот сезон лично для меня, как режиссёра, был напряжённым, но интересным, плодотворным. Я поста­ вил и третий спектакль «Эзоп» Г. Фигей- редо. Толчком для выбора пьесы порту­ гальского автора было желание порабо­ тать совместно с В. Д. Тумановым над серьёзным материалом. Пьеса замеча­ тельная: напряжённый конфликт, ум­ нейший текст, вневременная проблема и определённая экзотика. Я видел в пору студенчества превосходный спектакль в БДТ им. Горького с Эзопом — Полицей- мако. Но что-то виделось, естественно, по своему. В. Чудзин задумал выразитель­ ные, лаконичные декорации. Премьера, однако, была уже в новом 31 сезоне. Эзо­ па В. Туманов играл, как говорится, ку­ паясь в роли, полагаю, что это самая луч­ шая его работа в нашем театре. Пресса была положительной. Я даже удивился благожелательной рецензии Р. Велиги- ной, не упускающей возможности «ляг­ нуть» меня с момента нашего объяснения у главного редактора «Полярной прав­ ды». В рецензии, указывая на отдельные просчёты по её мнению, она писала: «Эти промахи, вероятно, потому особенно досадны, что творческим коллективом, в общем-то, проделана огромная работа. И от души хочется поздравить главного режиссё­ ра В.В. Киселёва и актёров со спектаклем, у которого есть все возможности, чтобы стать прекрасным». По-моему, в этом сезоне Вахтанг Да­ выдович получил почётное звание народ­ ного артиста РСФСР. До него такого вы­ сокого звания в нашем театре никто не получал. Но продержался спектакль, к велико­ му сожалению, недолго. Ушёл из театра 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz