Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.
Поговорил tet-a-tet с П. В. Куликовым, и он мне объяснил причину негатива их отношений. Несколько лет назад («моло дыми ещё были») на гастролях где-то под Кировском актёры жарили шашлыки, вдохновлённые выпивкой, поспорили, кто кого поборет. Самый мощный из присутствующих Куликов засомневался в возможности его побороть. На удив ление всем на борьбу с ним вызвался Минин, хоть и крепкий, коренастый, но ростом до плеча коллеги. Кто кого «за- ломал» — я слышал версии от того и дру гого. Естественно, противоположные. Я поверил больше Куликову. Видимо, шу точная борьба не обошлась без болевых приёмов и определённого унижения. Чего не мог забыть Минин. Но позже я понял и другое. Оказывается, в это же са мое время сам Валерий Александрович сочинял пьесы и тоже на местном матери але, планируя их постановку. В ближай шие годы театр поставит две его пьесы. Против третьей я категорически воспро тивился, ибо (опять же обращаясь к совре менному сленгу) он явно использовал свой административный ресурс, чего я не мог допустить и что стало моментом расхож дения в нашей поначалу дружной работе. 1 февраля 1969 года театр отпраздно вал своё 30-летие торжественно, с при глашением руководства области, города, общественности. На сцене весь коллек тив театра, поздравление, подарки. По том — концерт, монтаж сцен из спектак лей прошлых сезонов. Закончили, как положено, скромным застольем в репети ционном зале. Отмечать не только юби лей, но и премьеры стало традицией по инициативе хлебосольно-демократичного В. А. Минина, прерванной на какое-то вре мя после конфликта Карпова — Жмае- ва, о чём раньше уже поведал. ...Нормализация морально -нрав ственной обстановки в театре после уда ления Вениаминова позволила записать ся в режиссёрскую лабораторию. Было тогда несколько лабораторий в Москве, Ленинграде у Гончарова, Товстоногова, Эфроса и др. Мне нужна была столица, и я опреде лился к народному артисту СССР Ю. За вадскому. Обучения никакого не было, просто режиссёры периферии наблюда ли репетиции мэтров. А мне и такого не пришлось наблюдать — Завадский в это время ничего не репетировал, и я только раза два побывал у него в кабинете, где он, не вставая из-за стола, перебирая ка рандашики, размышлял вслух на общие театральные темы. Но мы были не в оби де, главное, что в дни пребывания в Мос кве была отличная возможность бесплат но посещать любые театры. Уникальный внешний вид его так и просился на портрет акварелью (не мас лом!): высокий, тонкий, изящный, с ма ленькой красивой головкой в белом пуху. Казалось, что в нём нет возраста! Но вернёмся в творческую жизнь юбилейного сезона. Я отважился на по становку А. Чехова, выбрав «Чайку». Почему? Именно в то время появились спектакли с шумной славой «нового» прочтения драматургии прошлого, где режиссёр свободно орудовал с замыслом автора, насыщая спектакль намеками и ассоциациями. Мы же пытались идти тем путём освоения классики, который реа лизовал мой учитель народный артист СССР Г. А. Товстоногов в спектакле «Ме щане», а именно, путём бережного под хода к замыслу автора, желания понять его, а не самовыразиться. Сегодня это ак туально во сто крат! Мурманчанам по счастливилось посмотреть «Мещане», га 65
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz