Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

Поговорил tet-a-tet с П. В. Куликовым, и он мне объяснил причину негатива их отношений. Несколько лет назад («моло­ дыми ещё были») на гастролях где-то под Кировском актёры жарили шашлыки, вдохновлённые выпивкой, поспорили, кто кого поборет. Самый мощный из присутствующих Куликов засомневался в возможности его побороть. На удив­ ление всем на борьбу с ним вызвался Минин, хоть и крепкий, коренастый, но ростом до плеча коллеги. Кто кого «за- ломал» — я слышал версии от того и дру­ гого. Естественно, противоположные. Я поверил больше Куликову. Видимо, шу­ точная борьба не обошлась без болевых приёмов и определённого унижения. Чего не мог забыть Минин. Но позже я понял и другое. Оказывается, в это же са­ мое время сам Валерий Александрович сочинял пьесы и тоже на местном матери­ але, планируя их постановку. В ближай­ шие годы театр поставит две его пьесы. Против третьей я категорически воспро­ тивился, ибо (опять же обращаясь к совре­ менному сленгу) он явно использовал свой административный ресурс, чего я не мог допустить и что стало моментом расхож­ дения в нашей поначалу дружной работе. 1 февраля 1969 года театр отпраздно­ вал своё 30-летие торжественно, с при­ глашением руководства области, города, общественности. На сцене весь коллек­ тив театра, поздравление, подарки. По­ том — концерт, монтаж сцен из спектак­ лей прошлых сезонов. Закончили, как положено, скромным застольем в репети­ ционном зале. Отмечать не только юби­ лей, но и премьеры стало традицией по инициативе хлебосольно-демократичного В. А. Минина, прерванной на какое-то вре­ мя после конфликта Карпова — Жмае- ва, о чём раньше уже поведал. ...Нормализация морально -нрав ­ ственной обстановки в театре после уда­ ления Вениаминова позволила записать­ ся в режиссёрскую лабораторию. Было тогда несколько лабораторий в Москве, Ленинграде у Гончарова, Товстоногова, Эфроса и др. Мне нужна была столица, и я опреде­ лился к народному артисту СССР Ю. За­ вадскому. Обучения никакого не было, просто режиссёры периферии наблюда­ ли репетиции мэтров. А мне и такого не пришлось наблюдать — Завадский в это время ничего не репетировал, и я только раза два побывал у него в кабинете, где он, не вставая из-за стола, перебирая ка­ рандашики, размышлял вслух на общие театральные темы. Но мы были не в оби­ де, главное, что в дни пребывания в Мос­ кве была отличная возможность бесплат­ но посещать любые театры. Уникальный внешний вид его так и просился на портрет акварелью (не мас­ лом!): высокий, тонкий, изящный, с ма­ ленькой красивой головкой в белом пуху. Казалось, что в нём нет возраста! Но вернёмся в творческую жизнь юбилейного сезона. Я отважился на по­ становку А. Чехова, выбрав «Чайку». Почему? Именно в то время появились спектакли с шумной славой «нового» прочтения драматургии прошлого, где режиссёр свободно орудовал с замыслом автора, насыщая спектакль намеками и ассоциациями. Мы же пытались идти тем путём освоения классики, который реа­ лизовал мой учитель народный артист СССР Г. А. Товстоногов в спектакле «Ме­ щане», а именно, путём бережного под­ хода к замыслу автора, желания понять его, а не самовыразиться. Сегодня это ак­ туально во сто крат! Мурманчанам по­ счастливилось посмотреть «Мещане», га­ 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz