Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

метно для зрителя, у входа, за занавес­ кой, слушал... В спектакле были заняты ведущие ак­ тёры: В. Туманов, В. Камкин, В. Тарасов. Убедительно играли В. Макаров, Ф. Ше- вякова, Е. Нюхтина, молодёжь театра. По названиям зрительских отзывов в газете «Полярная правда» (28.12.1968) «Слово зрителям» можно суммировать впечат­ ления от спектакля: «Интересный спек­ такль», «Театр доставил радость», «Смот­ рели всем коллективом» и др. Один из зрителей верно уловил наш замысел: «Спектакль захватывает с самого начала. Когда открывается занавес и видишь поле с убегающими вдаль бороздами, даже дух зах­ ватывает! Как будто сам попадаешь в эти места, где люди растят хлеб». Приглашали автора на премьеру, но он не мог приехать, дал телеграмму — боле­ ла жена. Но с Ю. Чепуриным мы всё-таки познакомились в том же году в Москве. После очередного совещания в Министер­ стве культуры В. А. Минин позвонил ему, и он пригласил нас в гости. Жил он в элит­ ном небоскрёбе на площади Восстания. Масштаб здания, входные апартаменты, сама квартира вызывали смешанное чув­ ство восхищения и робости. Очень похо­ же на самоощущения человека в песенке Токарева: «Небоскрёбы, небоскрёбы, а я маленький такой!..». Встреча, знакомство было, тем не менее, доброжелательным, «застольным», обещал приехать, но так и не побывал на спектакле. Жаль. Думаю, мы бы его не огорчили... Давним желанием было поставить спектакль на местном материале, но кон­ такта с областными писателями как-то не получалось, драматургов не было во­ обще. К слову, только в конце 1970-х гг. я вёл переговоры с известным мурманс­ ким писателем Б. Романовым. Он загорел­ ся идеей создания пьесы о моряках, но вскоре уехал из Мурманска, и наш твор­ ческий контакт сорвался. И всё-таки мы, из чувства взаимной симпатии, продолжа­ ли переписываться, когда я был уже в Се­ вастополе, а он — в Москве, в секретари­ ате Союза писателей России. И вдруг актёр нашего театра Павел Васильевич Куликов предложил свою пьесу «Суровый человек». Не верилось, что он сам написал, т. к. его «имиджу», как бы сейчас сказали, это не очень со­ ответствовало. Не отличался особо ни интеллектом, ни писательским даром. Однако материал для работы был, и мы поручили режиссёру О. Овечкину со­ вместно доработать. Пьеса получила одобрительную рецензию Управления театров РСФСР и финансовую поддер­ жку. Тогда работа с местными драма­ тургами всячески поощрялась. Пьеса была о мурманчанах, без особых затей, без особо глобальной проблемы, но дей­ ствовали узнаваемые землякам люди — «суровые с виду, но добрые внутри». При работе над пьесой, спектаклем я за­ метил прохладное отношение В. А. Ми­ нина и к пьесе, и к автору, хотя сам ак­ тивно агитировал за «местную» драма­ тургию. Павел Васильевич, вдохновлённый первой удачей, предложил и вторую пье­ су. Тут В. А. Минин уже не скрывал сво­ его негативного отношения ни к пьесе, ни к автору. А в это время Министерство культуры дало право театрам в конце сезона выдвигать нежелательных актё­ ров на конкурс. В. А. Минин предложил в этот список и П. В. Куликова. Я возра­ зил: актёр таких данных (фактурный, сочный, зычный) нужен всякому театру. Значительных ролей он не играл, но и не портил ни одной роли. 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz