Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.
метно для зрителя, у входа, за занавес кой, слушал... В спектакле были заняты ведущие ак тёры: В. Туманов, В. Камкин, В. Тарасов. Убедительно играли В. Макаров, Ф. Ше- вякова, Е. Нюхтина, молодёжь театра. По названиям зрительских отзывов в газете «Полярная правда» (28.12.1968) «Слово зрителям» можно суммировать впечат ления от спектакля: «Интересный спек такль», «Театр доставил радость», «Смот рели всем коллективом» и др. Один из зрителей верно уловил наш замысел: «Спектакль захватывает с самого начала. Когда открывается занавес и видишь поле с убегающими вдаль бороздами, даже дух зах ватывает! Как будто сам попадаешь в эти места, где люди растят хлеб». Приглашали автора на премьеру, но он не мог приехать, дал телеграмму — боле ла жена. Но с Ю. Чепуриным мы всё-таки познакомились в том же году в Москве. После очередного совещания в Министер стве культуры В. А. Минин позвонил ему, и он пригласил нас в гости. Жил он в элит ном небоскрёбе на площади Восстания. Масштаб здания, входные апартаменты, сама квартира вызывали смешанное чув ство восхищения и робости. Очень похо же на самоощущения человека в песенке Токарева: «Небоскрёбы, небоскрёбы, а я маленький такой!..». Встреча, знакомство было, тем не менее, доброжелательным, «застольным», обещал приехать, но так и не побывал на спектакле. Жаль. Думаю, мы бы его не огорчили... Давним желанием было поставить спектакль на местном материале, но кон такта с областными писателями как-то не получалось, драматургов не было во обще. К слову, только в конце 1970-х гг. я вёл переговоры с известным мурманс ким писателем Б. Романовым. Он загорел ся идеей создания пьесы о моряках, но вскоре уехал из Мурманска, и наш твор ческий контакт сорвался. И всё-таки мы, из чувства взаимной симпатии, продолжа ли переписываться, когда я был уже в Се вастополе, а он — в Москве, в секретари ате Союза писателей России. И вдруг актёр нашего театра Павел Васильевич Куликов предложил свою пьесу «Суровый человек». Не верилось, что он сам написал, т. к. его «имиджу», как бы сейчас сказали, это не очень со ответствовало. Не отличался особо ни интеллектом, ни писательским даром. Однако материал для работы был, и мы поручили режиссёру О. Овечкину со вместно доработать. Пьеса получила одобрительную рецензию Управления театров РСФСР и финансовую поддер жку. Тогда работа с местными драма тургами всячески поощрялась. Пьеса была о мурманчанах, без особых затей, без особо глобальной проблемы, но дей ствовали узнаваемые землякам люди — «суровые с виду, но добрые внутри». При работе над пьесой, спектаклем я за метил прохладное отношение В. А. Ми нина и к пьесе, и к автору, хотя сам ак тивно агитировал за «местную» драма тургию. Павел Васильевич, вдохновлённый первой удачей, предложил и вторую пье су. Тут В. А. Минин уже не скрывал сво его негативного отношения ни к пьесе, ни к автору. А в это время Министерство культуры дало право театрам в конце сезона выдвигать нежелательных актё ров на конкурс. В. А. Минин предложил в этот список и П. В. Куликова. Я возра зил: актёр таких данных (фактурный, сочный, зычный) нужен всякому театру. Значительных ролей он не играл, но и не портил ни одной роли. 64
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz