Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.
судьба. Надо отдать должное 3 .0 . Гель ману — он принял нашу сторону. Он, как член худсовета, отлично знал наш театр «до» и «после», видел все спек такли, поставленные самим Вениамино вым. Он явно видел динамику развития Мурманского театра при всех недочётах и недостатках. В статье Вениаминов и бил по тем не достаткам (репертуар, работа цехов, рек лама), которые всегда найдёшь в любом театре. Лично на меня он обрушил обви нение в сокращении авторского текста в пьесе «Троянской войны не будет». Я же, томясь в коридорах обкома в бессилии хоть как-то повлиять на ход событий и высказаться в защиту театра, понял, что ради дела, ради хотя бы того, чтобы уча ствовать в такого рода «борьбе», мне не обходимо быть членом партии. Сегодня, в годы «перестройки», модно спекулиро вать обязательностью тех лет быть чле ном КПСС, если хочешь быть главным режиссёром. Моё повышение опровергнет это, знаю немало подобных примеров. Как известно, народный артист СССР Г. А. Товстоногов никогда не был членом партии. Сам Ве ниаминов, как член КПСС, был на этом заседании, но видимо, его ораторский дар и там не сработал. Бюро Обкома КПСС не согласилось с общим выводом критической статьи, об ратилось к редакции «Советская Россия» с опровержением (что уникально — га зеты с великим трудом на это идут). Оно было напечатано в газете 13 сентября 1968 года, где первый секретарь Мурман ского Обкома КПСС Н. Л. Коновалов, отметив недостатки, недоработки в рабо те театра, сообщил: «Бюро Обкома КПСС вместе с тем, считает, что автор ста тьи В. Вениаминов на основании отдельных недостатков сделал неправильный вывод, вообще, о неблагополучном положении в те атре. За последние годы театр поставил ряд удачных спектаклей, поднялась его популяр ность среди зрителей, повысилось сценичес кое мастерство актёров. Автор статья не пользуется авторитетом и уважением в коллективе театра». Точка в конфликте была поставлена, но нужно было решать дальнейшее в на ших взаимоотношениях. Теперь окончательно прояснился план опытного интригана: убрать неопытного в закулисных делах Киселёва, занять его место. Ему это было не впервой, но он здесь многое недооценил, понадеялся на отработанные ранее ходы. Недооценил, в том числе, и нашу дружную работу с ди ректором В. А. Мининым. Казалось ясно: проиграл — уходи! Я предлагал В. А. Ми нину вызвать Вениаминова, заявить ему об этом. Минин напомнил мне: критичес кая статья не повод для увольнения — суд восстановит. Для увольнения режиссёра необходи мо неоднократное непринятие худсоветом его спектаклей, т. е. его профнепригод ность или какие-то выговоры, наказания (вот был бы, кстати выговор с историей «Фейерверка»). Увы, ничего подобного мы ему предъявить не можем. В. А. Минин предложил «тактику Кутузова» — подо ждём, он сам себя сожрёт! Вениаминов оставался в штате, получал зарплату, ставить спектакли мы ему не предлагали, да он и не требовал, видимо, что-то вынашивал. Однажды В. А. Минин приглашает меня и Вениаминова в свой кабинет и спрашивает его: «Вы звонили в Москву из театра?». Вениаминов отве тил, что, возможно, раз-два, не больше. Тогда В. А. Минин выкладывает перед ним стопку квитанций: «А вот, Вениамин 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz