Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

то в одной из поездок в Москву я посмот­ рел «Божественную комедию» И. Штока в Театре кукол Образцова. Понял, что это будет не менее интересно и в драматичес­ ком театре. Жанр комедии меня всегда привлекал, и хотелось кинуть себя в не­ что иное, что пришлось ставить за послед­ ние четыре года. Работали вместе с ху­ дожником В. Чудзиным. В целом, к со­ жалению, спектакль не совсем получил­ ся, хотя отдельные сцены, сыгранные Е. Иоффе (Адам), Г. Иванченко (Ева), А. Рогачевский (Создатель) были остро­ умно придуманы и сыграны. Прошло 40 лет с того времени, а замечательный текст И. Штока сидит в голове, мы с внучкой Алисой при встрече всегда на­ чинаем: — Ну, что нового? — Ничего... — Что говорят? — Ничего... — Почему? — Некому говорить! В конце 1967 года режиссёр В. Вениа­ минов готовил детский спектакль «Фей­ ерверк», но вдруг на самом выпуске ис­ чез, уехал в Москву, якобы по каким-то семейным обстоятельствам. С раннего утра и до глубокой ночи я «дотягивал» спектакль, но чудсовет не принял его. Такое было впервые в нашем театре. Мне поручили за оставшиеся сутки, до 31 де­ кабря (премьера по плану, билеты про­ даны) завершить исправления. Кляня на чём свет стоит Вениамино­ ва, удалось довести спектакль до прием­ лемой кондиции, не сорвать премьеру. Я написал докладную директору, предла­ гая наказать Вениаминова, но «демок­ рат» В. А. Минин посоветовал: «Вася, бу­ дем выше этого!» А как бы пригодилось это в ближайшем будущем! Позже выяснилось, что В. Вениаминов выезжал в Москву по очень важному для него делу: договаривался с газетой «Со­ ветская Россия» о критической статье по работе театра. Она опубликована была 31 июля 1968 года под заголовком «Если заглянуть за кулисы». За подписью само­ го В. Вениаминова. Уникальный случай! Очередной режиссёр о работе своего те­ атра в центральной прессе! Оказывает­ ся, «протолкнуть» подобное ему помог приятель, работавший в редакции. В коллективе пошла «буза»: среди ак­ тёров всегда есть чем-либо недовольные. Вениаминов умело это использовал. Не хочу называть эти фамилии, есть ещё живые среди них, благо, что их было не­ значительное число. Прибыло начальство из Управления театров РСФСР, провели обсуждение статьи на общем сборе коллектива. Яв­ ное большинство осудило статью и на­ столько, видимо, активно, что сторон­ ники Вениаминова не решились откры­ то поддержать его. Казалось бы, пол­ ный провал, но Вениаминов выступил с яркой, на всё ответной речью. Слушал его, и меня, похоже, на волне репертуар­ ных забот к юбилею Советской власти, сверлила мысль сочувствия И.В. Сталину: «Вот, наверное, трудно было Сталину воевать с ораторским искусством Троц­ кого!». Министерское начальство укло­ нилось от решения конфликтного во­ проса и оставило его на рассмотрение областного руководства. Была создана специальная комиссия с председателем 3 .О. Гельманом (главным режиссёром Мурманского телевидения). Помню тот день отчётного доклада комиссии на бюро Обкома КПСС, когда я, не член партии, с волнением ожидал результата в коридоре, ибо решалась моя 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz