Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.
тире в центре города. Мурманск стал для нас родным городом. 10 сентября 1966 года открыли новый 28-й театральный сезон лучшим спектак лем прошлого сезона «Троянской войны не будет». А уже на следующий день со стоялась премьера комедии М. Зощенко «Парусиновый портфель», поставленной О. Овечкиным. Спектакль пользовался заслуженным успехом, где отлично ра ботали К. Баздеров, А. Рогачевский, Е. Мазурова, С. Шиманская и др. В преддверии 50-летия Советской вла сти решили перенести на нашу сцену те леспектакль «День тишины» М. Шатро ва. В постановке режиссера телевидения М. И. Нечаева (было, было это замечатель ное время — телестудия ставила самостоя тельные спектакли!). В этом спектакле, по ставленном с нашими актёрами, я впервые и увидел В. А. Минина, моего директора, в роли В. И. Ленина, о чём уже упоминал. Я заканчивал следующую свою рабо ту — «Самую короткую ночь» по пьесе Р. Назарова. Здесь небольшое отступле ние. Наверное, каждому режиссёру (и актёрам) задают вопрос: «Какой ваш любимый спектакль (роль)?». Конечно, можно назвать спектакли, которые ты считаешь наиболее успешными, но... «лю бимые, не любимые»?.. Это как вопрос оценки твоих детей. Ты прекрасно видишь, что твоё дитя и не красивее, и не умнее ему подобных, а он тебе дорог, твоя кровинка. Эти размышления возникают в связи с постановкой пьесы Р. Назарова. Спектакль «Самая короткая ночь» редко где шёл, знаю только об одной по становке в театре Ленсовета. Пьеса неиз вестного автора очень мне понравилась. Р. Назаров нашёл интересный, не баналь ный ход для попытки заглянуть в душу современника. Это новелла о человеке, получившем известие о гибели товарища по работе в космосе и предложение заме нить его в трудном и опасном деле. В его распоряжении только одна ночь, за это время он должен на всякий случай, закон чить земные дела, попрощаться с мате рью, женой, сыном, друзьями, попро щаться, может быть, навсегда, но не вы давая истинной цели посещения.... Герой идёт на подвиг без позы, внешнего геро изма, даже буднично. Но что внутри?! Ог ромнейшее напряжение... Ну как было не увлечься таким мате риалом?! На главную роль я пригласил актёра Н. Новикова, ушедшего недавно из Театра флота, внешне совершенно не героического вида — небольшого роста, довольно субтильного, с малоприметны ми чертами лица. И мы на него ещё оде ли и очки. Нам важна была красота в другом — в его нравственной чистоте, высоком чувстве долга. Другие роли иг рали ведущие артисты театра: В. Камкин, М. Чудзина, Е. Маркелова. Заняля иЛ. Шер- гину, удачно показавшуюся в работе над «Девушками с улицы Надежды». Оформлял А. Свищев. Спектакль по лучился тихим»,сосредоточенным, лако ничным. Завмуз Р. А. Холопов предло жил удивительно точную музыку, рас крывающую истинное эмоциональное состояние героя, которая и сейчас при прослушивании переворачивает душу!.. Успеха зрительского, к сожалению, не было. Спектакль был не на всякого зрите ля, и я сейчас даже не помню— по этой ли причине или потому, что Н. Новиков вско ре ушёл из театра, — спектакль исчез из репертуара. А он мне дорог до сих пор... Приятным в начале сезона было при своение почётного звания заслуженной артистки РСФСР Е. Даниловой — первая «ласточка» высокой оценки творчества 57
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz