Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

тире в центре города. Мурманск стал для нас родным городом. 10 сентября 1966 года открыли новый 28-й театральный сезон лучшим спектак­ лем прошлого сезона «Троянской войны не будет». А уже на следующий день со­ стоялась премьера комедии М. Зощенко «Парусиновый портфель», поставленной О. Овечкиным. Спектакль пользовался заслуженным успехом, где отлично ра­ ботали К. Баздеров, А. Рогачевский, Е. Мазурова, С. Шиманская и др. В преддверии 50-летия Советской вла­ сти решили перенести на нашу сцену те­ леспектакль «День тишины» М. Шатро­ ва. В постановке режиссера телевидения М. И. Нечаева (было, было это замечатель­ ное время — телестудия ставила самостоя­ тельные спектакли!). В этом спектакле, по­ ставленном с нашими актёрами, я впервые и увидел В. А. Минина, моего директора, в роли В. И. Ленина, о чём уже упоминал. Я заканчивал следующую свою рабо­ ту — «Самую короткую ночь» по пьесе Р. Назарова. Здесь небольшое отступле­ ние. Наверное, каждому режиссёру (и актёрам) задают вопрос: «Какой ваш любимый спектакль (роль)?». Конечно, можно назвать спектакли, которые ты считаешь наиболее успешными, но... «лю­ бимые, не любимые»?.. Это как вопрос оценки твоих детей. Ты прекрасно видишь, что твоё дитя и не красивее, и не умнее ему подобных, а он тебе дорог, твоя кровинка. Эти размышления возникают в связи с постановкой пьесы Р. Назарова. Спектакль «Самая короткая ночь» редко где шёл, знаю только об одной по­ становке в театре Ленсовета. Пьеса неиз­ вестного автора очень мне понравилась. Р. Назаров нашёл интересный, не баналь­ ный ход для попытки заглянуть в душу современника. Это новелла о человеке, получившем известие о гибели товарища по работе в космосе и предложение заме­ нить его в трудном и опасном деле. В его распоряжении только одна ночь, за это время он должен на всякий случай, закон­ чить земные дела, попрощаться с мате­ рью, женой, сыном, друзьями, попро­ щаться, может быть, навсегда, но не вы­ давая истинной цели посещения.... Герой идёт на подвиг без позы, внешнего геро­ изма, даже буднично. Но что внутри?! Ог­ ромнейшее напряжение... Ну как было не увлечься таким мате­ риалом?! На главную роль я пригласил актёра Н. Новикова, ушедшего недавно из Театра флота, внешне совершенно не героического вида — небольшого роста, довольно субтильного, с малоприметны­ ми чертами лица. И мы на него ещё оде­ ли и очки. Нам важна была красота в другом — в его нравственной чистоте, высоком чувстве долга. Другие роли иг­ рали ведущие артисты театра: В. Камкин, М. Чудзина, Е. Маркелова. Заняля иЛ. Шер- гину, удачно показавшуюся в работе над «Девушками с улицы Надежды». Оформлял А. Свищев. Спектакль по­ лучился тихим»,сосредоточенным, лако­ ничным. Завмуз Р. А. Холопов предло­ жил удивительно точную музыку, рас­ крывающую истинное эмоциональное состояние героя, которая и сейчас при прослушивании переворачивает душу!.. Успеха зрительского, к сожалению, не было. Спектакль был не на всякого зрите­ ля, и я сейчас даже не помню— по этой ли причине или потому, что Н. Новиков вско­ ре ушёл из театра, — спектакль исчез из репертуара. А он мне дорог до сих пор... Приятным в начале сезона было при­ своение почётного звания заслуженной артистки РСФСР Е. Даниловой — первая «ласточка» высокой оценки творчества 57

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz