Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.
боги были реальными людьми, наделён ными всевышней святостью. Заканчива ет автор статью словами: «...Театру надо преодолеть недоверие к зрителю и смелее идти на настоящий, серьёзный разговор с ним о самых сложных проблемах прошлого, настоящего, будущего...». Вот мы и пошли «смело» спектаклем «Бидерман и поджигатели», стремясь выразить афористичность, гротесковую и иносказательность пьесы. И каков резуль тат? По-моему, он прошёл у нас 4 раза. Зритель не понял этой усложнённости, хотя, повторяю, спектакль был сделан О. Овечкиным талантливо. Вот в этом всё и дело. Я уже упоминал, что даже боль шинство актёров на читке пьесы «Троян ской войны» мало чего поняли. Не ду маю, что наш зритель того времени был понятливее театралов. Потому не прав уважаемый Б. Карасёв, что режиссёр «по чти не задумывался» над сложностью ав торского языка. Задумывался и, откровен но говоря, не был ещё уверен в готовнос ти зрителя на такое «усложнение». Тита нические усилия Гектора предотвратить войну (что мы усиливали в спектакле) не «толстовство», как отмечает Б. Карасёв, а мудрость политика, воина-политика. Ведь в той же статье автор замечает, что «пьеса оставляет простор и для иных ре жиссёрских решений...». Вот мы и вос пользовались эти правом, и время под твердило правомерность нашего подхо да — зритель всюду отлично принимал спектакль. А вот спектакль П. Фоменко по этой же пьесе в жанре трагикомедии, обо стрённо фарсовый, афористичный, раз бавленный интермедиями (висящие над сценой Боги-актёры), песнями и т. д. не долго удержался в репертуаре Театра Комедии. Хотя зрителя, подготовленно го к восприятию усложнённого театраль ного языка, в Ленинграде было поболь ше, чем в Мурманске. Более того, скажу, что «театр абсур да», понятный на Западе, не прижился у нас и ныне, в период капитализма и полной свободы самовыражения, так как наш российский зритель по приро де восприятия искусства иной. Он вос питан всем предшествующим к психоло гической достоверности, «заумь» его всегда отталкивала. Так закончился мой первый театраль ный сезон в полноправном качестве глав ного режиссёра. Появились спектакли, вызвавшие повышенный зрительский интерес, но общая посещаемость была ещё недостаточной. Укрепились кадры режиссуры, художников, отдельных про изводственных цехов, но постановочную часть по-прежнему лихорадило. Послед нее было понятно: количество выпуска емых спектаклей увеличилось, декора ции, волею талантливых, опытных ху дожников В. Чудзина, А. Свищёва услож нились, обоим была свойствена масштаб ность, образность мышления. В конце мая театр на неделю выехал на гастроли по области в города Монче горск и Оленегорск с четырьмя спектак лями, в числе которых «Троянской вой ны не будет» и «Камешки на ладони» — сложные по оформлению и количеству действующих лиц, т. е. вся труппа теат ра. И это стало отныне ежегодной обя занностью. Ау, нынешние театры, вам слабо так же? Таким образом, жизнь упорядочива лась. Определилась она и у жены, её при няли на постоянную работу учителем русского языка и литературы в школу № 17 Мурманска. Мы продолжали жить в благоустроенной двухкомнатной квар 56
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz