Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

боги были реальными людьми, наделён­ ными всевышней святостью. Заканчива­ ет автор статью словами: «...Театру надо преодолеть недоверие к зрителю и смелее идти на настоящий, серьёзный разговор с ним о самых сложных проблемах прошлого, настоящего, будущего...». Вот мы и пошли «смело» спектаклем «Бидерман и поджигатели», стремясь выразить афористичность, гротесковую и иносказательность пьесы. И каков резуль­ тат? По-моему, он прошёл у нас 4 раза. Зритель не понял этой усложнённости, хотя, повторяю, спектакль был сделан О. Овечкиным талантливо. Вот в этом всё и дело. Я уже упоминал, что даже боль­ шинство актёров на читке пьесы «Троян­ ской войны» мало чего поняли. Не ду­ маю, что наш зритель того времени был понятливее театралов. Потому не прав уважаемый Б. Карасёв, что режиссёр «по­ чти не задумывался» над сложностью ав­ торского языка. Задумывался и, откровен­ но говоря, не был ещё уверен в готовнос­ ти зрителя на такое «усложнение». Тита­ нические усилия Гектора предотвратить войну (что мы усиливали в спектакле) не «толстовство», как отмечает Б. Карасёв, а мудрость политика, воина-политика. Ведь в той же статье автор замечает, что «пьеса оставляет простор и для иных ре­ жиссёрских решений...». Вот мы и вос­ пользовались эти правом, и время под­ твердило правомерность нашего подхо­ да — зритель всюду отлично принимал спектакль. А вот спектакль П. Фоменко по этой же пьесе в жанре трагикомедии, обо­ стрённо фарсовый, афористичный, раз­ бавленный интермедиями (висящие над сценой Боги-актёры), песнями и т. д. не­ долго удержался в репертуаре Театра Комедии. Хотя зрителя, подготовленно­ го к восприятию усложнённого театраль­ ного языка, в Ленинграде было поболь­ ше, чем в Мурманске. Более того, скажу, что «театр абсур­ да», понятный на Западе, не прижился у нас и ныне, в период капитализма и полной свободы самовыражения, так как наш российский зритель по приро­ де восприятия искусства иной. Он вос­ питан всем предшествующим к психоло­ гической достоверности, «заумь» его всегда отталкивала. Так закончился мой первый театраль­ ный сезон в полноправном качестве глав­ ного режиссёра. Появились спектакли, вызвавшие повышенный зрительский интерес, но общая посещаемость была ещё недостаточной. Укрепились кадры режиссуры, художников, отдельных про­ изводственных цехов, но постановочную часть по-прежнему лихорадило. Послед­ нее было понятно: количество выпуска­ емых спектаклей увеличилось, декора­ ции, волею талантливых, опытных ху­ дожников В. Чудзина, А. Свищёва услож­ нились, обоим была свойствена масштаб­ ность, образность мышления. В конце мая театр на неделю выехал на гастроли по области в города Монче­ горск и Оленегорск с четырьмя спектак­ лями, в числе которых «Троянской вой­ ны не будет» и «Камешки на ладони» — сложные по оформлению и количеству действующих лиц, т. е. вся труппа теат­ ра. И это стало отныне ежегодной обя­ занностью. Ау, нынешние театры, вам слабо так же? Таким образом, жизнь упорядочива­ лась. Определилась она и у жены, её при­ няли на постоянную работу учителем русского языка и литературы в школу № 17 Мурманска. Мы продолжали жить в благоустроенной двухкомнатной квар­ 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz