Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

опять замолк. Телевидение занервнича­ ло. Спасая положение, я взял пьесу, встал за колонну и начал подсказывать текст. Монолог записали, но из концерта при­ шлось его исключить... В последние годы работы у Василия Ивановича заметно ослабла память, что очень мешало, тормозило на репетици­ ях. Иногда я даже срывался по этому по­ воду (о, молодость!). К чести его, он не обижался на меня, безусловно, безвинно страдая. Думаю, именно это заставило его уйти на пенсию, уехать в Севастополь. В 1981 году я перевёлся главрежем в Севастопольский драмтеатр им. А. В. Лу­ начарского и для дебюта решил повто­ рить свой спектакль. Чего раньше никог­ да не делал и позже тоже. Я никогда не понимал своих коллег режиссёров, тира­ жировавших свои спектакли по театрам страны. А здесь решился, уповая на ко­ лорит юга, созвучного Трое, и на серьёз­ ные творческие возможности театра. О спектакле постараюсь написать, освещая свою работу в Севастополе, а сейчас упо­ мяну лишь о нашей встрече там с В.И. Кам- киным, куда он вернулся пенсионером, покинув Мурманск. Я пригласил его на премьеру «Троян­ ской войны». Зашёл он ко мне в кабинет только после окончания спектакля. За­ шёл и молчит. Я к нему: «Ну, как, Василий Иванович?» Камкин попружинил по сво­ ей привычке на носках туфель, нехотя вы­ давил: «Всё хорошо, кроме одного. Гекто- ру (артисту В. Тишаеву) надо было перед спектаклем скипидару под хвост сунуть!». Я не обиделся— он был прав! Засужен­ ный артист РСФСР В. Тишаев в роли Гек­ тора был импозантен, вальяжен, а значит, в спектакле недоставало необходимой энергии, той самой, которая исходила когда-то от самого В. И. Камкина. По другим актёрским работам севас­ топольская «Троянская война» была не слабее мурманской, а по художественно­ му оформлению, пожалуй, выразитель­ нее. Здесь я отказался от использования сценического круга, чтобы не повторять найденного в Мурманском спектакле. Заканчивая о В. И. Камкине, добавлю: вскоре он умер, похоронен на 5 км Сева­ стопольского кладбища. И после его смерти мы продолжали общаться с его супругой В. Н. Камкиной, мудрой, гос­ теприимной женщиной, отличным заве­ дующим пошивочного цеха Мурманской Облдрамы. ...В это время О. Овечикн репетиро­ вал спектакль «Затейник» В. Розова. Это, по моему мнению, самая слабая пьеса ав­ тора (как и его последние, написанные уже в годы «перестройки»). Видимо, мы были в плену обаяния В. Розова. Спек­ такль не получился, вскоре артист В. Еро­ феев, исполнявший главную роль, уехал, и не было смысла его восстанавливать. Ввиду явной неудачи с «Затейником», решили запустить безусловно «кассо­ вую» пьесу. Выбор пал на зарубежную комедию «Как управлять женой» Д. Флет­ чера. В Министерстве культуры не особо её и жаловали, но мы настояли. Продол­ жая линию «базы практики», пригласили на постановку режиссёра-дипломника Ленинградского театрального института (фамилию забыл). Репетировали в деко­ рационном цехе. Недели через три ко мне заявились актёры, занятые в спектакле, и заявили, что они в полной панике: ни ре­ жиссёр, ни они не знают, что дальше де­ лать! Я посмотрел черновой прогон спек­ такля и убедился в полной беспомощно­ сти режиссёра-дипломника. Это был единственный подобный случай в нашем контакте с институтом. Восемь студентов 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz