Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

теллектуальной схватке. Кстати, вот при­ мер актёрской ответственности за общее дело. Молодой актёр Владимир Ерасов, на это время уже сыгравший главные роли в других спектаклях, в сцене «дис­ пута» играл (без единого слова) раба-не­ гра, помогавшего омовению рук. В тече­ ние всей довольно большой сцены на рас­ стоянии (спиной к героям, зрителю) сто­ ял, не шелохнувшись. На каждом спек­ такле он натирал всё тело (прикрытое толь­ ко набедренной повязкой) морилкой до черноты негра. За одно это я зауважал Вла­ димира на всю нашу дальнейшую совмест­ ную театральную жизнь. Но вернёмся к спектаклю. Отлично иг­ рали Е. Маркелова, В. Кривошеев, М. Зо­ тов. Точна была Е. Мазурова в своей ла­ коничности, сосредоточенности, драма­ тичности Кассандры, видящей (и предре­ кающей) трагизм финала. За философ­ скими спорами о природе войны общее напряжение неумолимо нарастало непо­ средственно у «ворот войны». Гектор до конца отстаивал мир, но грек Аякс всё-таки спровоцировал конфликт, и Гектор само­ лично раскрыл эти злосчастные ворота: предел отступления был пройден и Гек- тор-Камкин усилием воли, мучительно раздвигает тяжёлые, железные ворота — быть войне! Андромаха вручает ему до­ спехи, копьё, и он уходит в пекло войны. Ситуация накалялась замечательной му­ зыкой, подобранной Р. А. Холоповым, раздирая души участвовавших в конф­ ликте, подгоняя трагическую развязку. Надо сказать, сначала я пошёл на по­ воду названия «Троянской войны не будет» ипервый спектакль мы сыграли не раскры­ вая «ворота». На премьере понял: парадок­ сальное название сбивает с толку зрителя, и второй спектакль был сыгран иначе. Фи­ нал звучал грозным предупреждением! Мы любили этот спектакль, пресса тоже высоко оценила его. На гастролях за пределами области мы открывались неизменно «Троянской войной», он был как бы визитной карточкой театра. Толь­ ко дважды этот спектакль был поставлен в СССР, второй раз в Ленинграде, в Те­ атре Комедии. Режиссёр П. Фоменко по­ ставил его как трагикомедию. В 4-х томной «Театральной энцикло­ педии» (в «дополнении», М. 1967) о Мур­ манском Облдрамтеатре с краткой исто­ рической справкой помещена одна фо­ тография — кадр из спектакля «Троян­ ской войны не будет». Весьма горжусь этим обстоятельством. В связи с фамилией замечательного актёра В. И. Камкина и исполнения им роли Гектора вспоминаются два эпизода. В 1979 году, к 40-летию Мурманского Облдрамтеатра, мы готовили юбилей­ ный концерт и решили включить в про­ грамму эпизод из «Троянской войны» — монолог Гектора перед открытием «во­ рот войны», обращённый к живым и пав­ шим. Замечательный монолог и отлично В. И. Камкиным когда-то исполняемый. Областное телевидение решило записать его, как анонс к предполагаемому юби­ лею. Установили на сцене небольшой ста­ нок, на нём колонну, около которой и должен прозвучать этот монолог. Кам- кин надел костюм (благо, он сохранился и через 14 лет), тщательно загримировал­ ся, приготовился к записи. Воздев глаза и руки к небу, торжественно начал: «О, вы, которые не видят и не слышат меня! Внемлите моим словам...» И замолк — забыл текст! Запись прервалась, Василий Иванович походил по станочку, пошеп­ тал что-то, снова встал в торжественную позу: «О, вы, которые не видят и не слы­ шат меня! Внемлите моим словам...». И 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz