Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

зать, что расклад актёрских сил был очень удачным. Для дебюта В. Вениами­ нову предоставили полный карт-бланш и в выборе актёров. Распутина играл, по­ жалуй, лучший актёр всех времён наше­ го театра заслуженный артист Латвий­ ской ССР В. Туманов, Императрицу — Е. Маркелова, Николая II — В. Кривоше- ев, Вырубову — М. Чудзина, Юсупова — В. Романов и т. д. В процессе репетиций (особенно на выходе спектакля) режиссёр замучил всех: и актёров, и работников постано­ вочной части. В. Вениаминов регулярно появлялся в кабинете директора В. Ми­ нина и предъявлял длиннейший список недоделок по постановочной части, по­ ловину которых он должен был, как организатор спектакля, устранить сам. Перечень своих претензий фиксировал на любом клочке бумаги, скрепляя в боль­ шую стопку. Жажда писанины достигала у него до уровня комплекса (как тут не вспомнить толстенные тома его личного дела). На моё предложение глянуть, как идут у него репетиции, неизменно про­ сил подождать ещё немного. Я, хотя и имел право появиться на репетиции без всякого объяснения, но не настаивал, так как решил дать ему полную возможность самовыражения. К тому же верилось в его опыт и почтенный возраст. По-мое­ му, только на сдаче удалось посмотреть в целом весь спектакль. Конечно, всё дер­ жалось на жанрово-бытовых сценах разгула Распутина, которого сочно иг­ рал В. Туманов. Для усиления эффекта режиссёр ввёл хор цыган (головоломка для директора В. Минина: где его взять, на какие деньги?). Начинался спектакль танцем пары в трико (перед закрытым занавесом) под трактирную скрипочку. Смотрелось это вставным, искусствен­ ным номером. И уж совсем зашкалива­ ло безвкусицей и бессмыслицей в фина­ ле спектакля: исчезала декорация, на со­ вершенно пустой сцене, на фоне трепе­ щущего красного задника, из глубины на зрителя двигался цыганский хор, славя­ щий исторический ход событий песней «За здравную чашу полнее нальём!». Я резко выступил на художественном совете против всей этой бессмыслицы и безвкусицы, и удалось снять «апофеоз» спектакля. Видимо, с этого момента и начался наш подковерный конфликт, мастером которого был уважаемый нами опытный театрал В. Вениаминов. Но об этом чуть позже, вернусь к постановке собственного спектакля, который я начал после выпуска «Крушения империи». Выпустив для взрослого зрителя подряд три вполне «кассовых» спектакля с опре­ делённой долей уступок зрителю, я ре­ шил резко поднять планку спектаклем философским и в тоже время обязатель­ но ярким, театрально выразительным. Подобной пьесы в русской, советской драматургии я не нашёл. Обратился к зарубежной и случайно наткнулся на пьесу Ж. Жироду «Троянской войны не будет». В основе пьесы известный миф о гибели Трои. Автор — крупный фран­ цузский романист и драматург. Его твор­ чество отличает утонченная интеллекту­ альность, блестящее мастерство и беспо­ койное раздумье. Этой пьесой Жироду первым откликнулся на приближающую трагедию XX века — вторую мировую войну. Греческие мифы для него повод высказаться о сегодняшнем. Напоминаю: решение поставить спектакль с этой про­ блемой возникло в 1965 году, т. е. в годы так называемой «холодной войны». СССР активно боролся за мир во всём мире, но сказано было ещё Еврипидом в 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz