Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.
зать, что расклад актёрских сил был очень удачным. Для дебюта В. Вениами нову предоставили полный карт-бланш и в выборе актёров. Распутина играл, по жалуй, лучший актёр всех времён наше го театра заслуженный артист Латвий ской ССР В. Туманов, Императрицу — Е. Маркелова, Николая II — В. Кривоше- ев, Вырубову — М. Чудзина, Юсупова — В. Романов и т. д. В процессе репетиций (особенно на выходе спектакля) режиссёр замучил всех: и актёров, и работников постано вочной части. В. Вениаминов регулярно появлялся в кабинете директора В. Ми нина и предъявлял длиннейший список недоделок по постановочной части, по ловину которых он должен был, как организатор спектакля, устранить сам. Перечень своих претензий фиксировал на любом клочке бумаги, скрепляя в боль шую стопку. Жажда писанины достигала у него до уровня комплекса (как тут не вспомнить толстенные тома его личного дела). На моё предложение глянуть, как идут у него репетиции, неизменно про сил подождать ещё немного. Я, хотя и имел право появиться на репетиции без всякого объяснения, но не настаивал, так как решил дать ему полную возможность самовыражения. К тому же верилось в его опыт и почтенный возраст. По-мое му, только на сдаче удалось посмотреть в целом весь спектакль. Конечно, всё дер жалось на жанрово-бытовых сценах разгула Распутина, которого сочно иг рал В. Туманов. Для усиления эффекта режиссёр ввёл хор цыган (головоломка для директора В. Минина: где его взять, на какие деньги?). Начинался спектакль танцем пары в трико (перед закрытым занавесом) под трактирную скрипочку. Смотрелось это вставным, искусствен ным номером. И уж совсем зашкалива ло безвкусицей и бессмыслицей в фина ле спектакля: исчезала декорация, на со вершенно пустой сцене, на фоне трепе щущего красного задника, из глубины на зрителя двигался цыганский хор, славя щий исторический ход событий песней «За здравную чашу полнее нальём!». Я резко выступил на художественном совете против всей этой бессмыслицы и безвкусицы, и удалось снять «апофеоз» спектакля. Видимо, с этого момента и начался наш подковерный конфликт, мастером которого был уважаемый нами опытный театрал В. Вениаминов. Но об этом чуть позже, вернусь к постановке собственного спектакля, который я начал после выпуска «Крушения империи». Выпустив для взрослого зрителя подряд три вполне «кассовых» спектакля с опре делённой долей уступок зрителю, я ре шил резко поднять планку спектаклем философским и в тоже время обязатель но ярким, театрально выразительным. Подобной пьесы в русской, советской драматургии я не нашёл. Обратился к зарубежной и случайно наткнулся на пьесу Ж. Жироду «Троянской войны не будет». В основе пьесы известный миф о гибели Трои. Автор — крупный фран цузский романист и драматург. Его твор чество отличает утонченная интеллекту альность, блестящее мастерство и беспо койное раздумье. Этой пьесой Жироду первым откликнулся на приближающую трагедию XX века — вторую мировую войну. Греческие мифы для него повод высказаться о сегодняшнем. Напоминаю: решение поставить спектакль с этой про блемой возникло в 1965 году, т. е. в годы так называемой «холодной войны». СССР активно боролся за мир во всём мире, но сказано было ещё Еврипидом в 51
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz