Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

свою роль Е. Данилова, убедительны были и Ф. Шевякова, В. Ерасов. Удивила всех Г. Иванченко в роли Маргоши — яркий образчик человека-приспособлен- ца. Обратила на себя внимание какой-то внутренней чистотой и красотой недав­ но принятая в труппу актриса А. Шерги- на. Очень жаль, что эта обаятельная, органичная актриса недолго задержа­ лась в нашем театре. Предполагал я, что спектакль должен был пользоваться ус­ пехом у массового зрителя, но неожидан­ ным для меня был интерес у молодеж­ ной аудитории. Газета «Полярная прав­ да» в большой подборке отзывов под об­ щим заголовком «Хорошие девчата» на­ печатала похвальные слова четырёх сту­ дентов факультета общественных про­ фессий Мурманского педагогического института. Репетировал я этот спектакль в деко­ рационном цехе, наверху, под крышей здания, где почти сразу мне поставили декорации станка. Сцену я предоставил О. Овечкину, где он увлечённо репети­ ровал «Парусиновый портфель». Ему, по условиям декорации, нужен был сцени­ ческий круг. Здесь хочется охарактеризовать само­ го О. Овечкина, моего «подчиненного», первого моего очередного режиссёра. Работали мы, как уже упоминал, друж­ но, начиная ещё с его дипломного спек­ такля «Свадьба Кречинского». Актёры тоже с удовольствием с ним репетирова­ ли, О. Овечкин накапливал авторитет от спектакля к спектаклю. К сожалению, через пять лет, по-моему, переоценил на­ ращенные свои творческие мускулы и ре­ шил, что пора выходить на большую аре­ ну, вернулся в Ленинград. Где не удалось ни зацепиться в каком-либо театре, ни заявить свои истинные творческие воз­ можности. Позже снова вернулся в Мур­ манск, но уже в Театр КСФ. Очень жаль, что он ушёл из жизни довольно рано. Причину его нездоровья я никогда не за­ мечал, кроме того, что он иногда разго­ вор в кабинете неожиданно прерывал просьбой удалиться ненадолго (что-то с животом). ...Подъехавшему режиссёру В. Вени­ аминову дали право выбора пьесы для своего дебюта. Он совершенно неожи­ данно для нас предложил «Заговор им­ ператрицы» А. Толстого, поменяв назва­ ние на «Крушение империи». Об этой пьесе мы и не слыхивали, нигде она не шла (позже её поставят в Москве, Севас­ тополе). Впрочем, и пьеса М. Зощенко была мало известна. Расчёт многоопытного во всех отно­ шениях В. Вениаминова был верен. Дей­ ствующие лица пьесы: Николай II, импе­ ратрица, Распутин, Вырубова, Юсупов и т. п. В центре событий разгул Распутина, его убийство. Какой зритель этим не за­ интересуется, особенно в те далёкие 1960-е года при малой информации ис­ торических событий, сдобренных «клуб­ ничкой»? Интересно было и актёрам: ис­ торические личности, период великой смуты на Руси и т. д. и т. п.! Интерес по­ догревался и самим постановщиком, его ораторскими способностями. Если обыч­ но на первой встрече с актёрами режис­ сёр излагает замысел будущего спектак­ ля полчаса, реже все три часа одной ре­ петиции, то В. Вениаминову мало было шести часов, т. е. двух репетиций! Рабо­ тал он в паре с женой, по слухам, учени­ цей самого В. Э. Мейерхольда. Она, не в пример словоохотливому мужу, была бо­ лее конкретна, проделывала всю основ­ ную черновую работу по спектаклю, хотя в штате театра не числилась. Надо ска­ 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz