Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

ного режиссёра. Поскольку мы с В. А. Ми­ ниным были ещё в нашем деле недоста­ точно опытны, то решили обратиться в Министерство культуры с просьбой по­ рекомендовать нам, в пару к молодому О. Овечкину, опытного режиссёра. С этим и отправились с директором в Москву, намереваясь заодно утвердить годовой репертуарный план и познако­ миться с новыми пьесами. Предоставле­ ние репертуарного плана в Министер­ ство было новшеством. Я уже рассказы­ вал о том, как ещё два года назад, мы, выпустив спектакль, думали-гадали, что дальше ставить. В этот первый набор пьес на сезон 1965-66 гг. попали: «Троянской войны не будет», «Парусиновый портфель», «За­ тейник», «Самая короткая ночь», «Два клёна». В Москве добавилась пьеса «Де­ вушка с улицы Надежды». Всё это было реализовано в предстоящем сезоне. В руководстве Министерства нам порекомендовали опытного режиссёра В. С. Вениаминова. Мы повстречались с ним, поговорили. Он рассказал о своей богатой режиссёрской деятельности (был главным в ряде театров, в том числе Вла­ дивостокского!), что подустал в качестве художественного руководителя и хочет спокойно, как бы сейчас сказали, «огра­ ниченной ответственности». Мы, наив­ ные, ещё не битые, поверили рекоменда­ ции, и самому В. С. Вениаминову. Нам бы посмотреть его личное дело! Когда через год работы мы с В. А. Мининым ознако­ мились в Министерстве культуры с его личным делом, то ужаснулись его объём­ ности и склочности материалов, в нём накопленных. Но, повторяю, нам бы глянуть туда год назад! Эта наша ошибка стоила теат­ ру немало крови. Но это уже следующая страница ис­ тории творческой жизни Мурманского Областного Драматического театра. Сезон 1965-66 гг. — мой первый теат­ ральный сезон в качестве полноправного главного режиссёра Мурманской Облдра­ мы. Начали мы его вдвоём с режиссёром О. Овечкиным, в конце 1965 года подъехал В. Вениаминов. Я приступил к работе над спектаклем «Девушки с улицы Надежды» В. Шаврина, О. Овечкин — над детским спектаклем «Два клёна» Е. Шварца, «Па­ русиновым портфелем» М. Зощенко. Пьесы М. Зощенко, В. Шаврина должны были переломить неутешительный про­ цент посещаемости театра. Забегая впе­ рёд, можно сказать о том, что зритель ак­ тивно шёл на оба спектакля. «Девушек» оформлял художник А. Свищев, «Порт­ фель» — заслуженный художник РСФСР В. Чудзин. Конечно, с выбором пьесы В. Шаврина был явный компромисс, даже риск, т. к. автор — не профессиональный драматург, а актёр Хабаровской драмы. Но последнее меня и привлекло — чувство­ валось знание законов сцены и актёрской природы, заявленной в разнообразно разработанных характерах персонажей пьесы, всегда ценимых актёрами. И ав­ торская мысль, вполне современная по тому времени— развенчание «культа лич­ ности» в масштабе женской рабочей стро­ ительной бригады. Были в пьесе и драма­ тические, лирические и даже романтичес­ кие нотки, усиленные нами с художником в условной конструкции декорации. Дра­ матургический материал давал почти всем артистам возможность строить узнавае­ мые характеры своих современников. Убе­ дительна была М. П. Чудзина, где я сно­ ва использовал её природные качества: самоуверенность, даже самовлюблен­ ность, непререкаемость. Остро играла 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz