Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

пьесе М. Шатрова, перенесённом на сце­ ну областного театра. И здесь он играл главное — доброту В. И. Ленина. Но тем не менее, видно было (в жизни он бывал нередко и жестким), что он имеет право на эту роль. Погрузив в конфликтную си­ туацию, можно было добиться отказа от уже привычного, наработанного. Что и хотелось попробовать в работе над «Вью­ гой», о чём уже упоминал. Вот с таким человеком свела меня судьба на долгие годы совместной рабо­ ты. Поэтому мне придётся ещё не раз упо­ мянуть его имя. Обговаривая с В. А. Ми­ ниным общие перспективные задачи, обоюдно согласились, что главная беда театра — низкая посещаемость. Её не решишь великолепными спектаклями, так как все 8-9 спектаклей по плану, та­ ковыми, естественно, быть не могут (хотя стремиться к этому надо). Нужно воспи­ тать своего зрителя! Задача долгосрочная, и начинать надо с мурманчан, ещё дош­ кольников. Значит, ежегодно необходимо ставить детский спектакль (а то и два), на­ капливая репертуар. Замечу, что в резуль­ тате такой политике, в конце 1970-х годов театр имел до десяти детских спектаклей и по охвату детишек театральным искус­ ством стал одним из ведущих в РСФСР. Так же политика и в отношении школ, техникумов, института, ибо через пяток лет молодёжь вообще будет определять основную городскую массу зрителя. Для этого необходимы непосредственные кон­ такты с молодёжью: встречи, конферен­ ции по спектаклям, репертуару и т. п. Тут непочатый край работы творческой час­ ти театра, администрации. Вопрос творческих кадров. Срочно необходимо укомплектовать режиссуру, художников. Театр давно не пополнялся ведущими, опытными актёрами, недо­ статочно молодёжи. Решили предложить Мурманский театр Ленинградскому те­ атральному институту в качестве посто­ янной базы производственной практики студентов-выпускников. Тут помогали мои связи недавнего студента. Серьёзно­ го внимания, укомплектования требова­ ла и постановочная часть, неизменно ли­ хорадившая выпуск спектакля. Необхо­ димо изыскать средства на качественную рекламу работы театра и т. д. и т. п. Уда­ лось быстро оборудовать в театре фото­ лабораторию, где по совместительству печатал фоторекламу актёр В. Ерофеев. Он же предложил «кинорекламу» спек­ таклей. Это выглядело так. На последнем этаже фасада здания театра установили аппарат, который крутил цветные кад- рики из спектаклей, проецируя их на большой экран, натягиваемый на колон­ ны портика. Демонстрация шла, есте­ ственно, когда стемнеет. Эффект был полный— перед экраном всегда в эти ми­ нуты собирались любопытствующие. К общему огорчению, после ухода из театра В. Ерофеева некому было продол­ жить его дело. Но фотолаборатория действовала ещё десяток лет. Реализуя «программу», вновь пригласили заслужен­ ного удожника РСФСР В. Чудзина, неко­ торое время назад покинувшего театр, на должность главного художника, расстав­ шись с В. Алексеевым. Теперь в театре были совершенно разные, но, безусловно, яркие художники — В. Чудзин и А. Свшцев. К началу сезона 1965-1966 г. г. пригла­ сили новых опытных актёров? заслужен­ ного артиста РСФСР В. Камкина, аслу- женную артистку РСФСР Н. Кутасину. О молодёжной группе института я уже упоминал. Очередным режиссером ут­ вердили О. Овечкина. Оставался вопрос второго, положенного по штату, очеред­ 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz