Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.
поноси кого угодно — никто на это не обратит внимание (не знаю, что хуже или что лучше?). На мой вопрос насчёт ухода К. И. Леб- ский сослался на здоровье (он фронто вик) и личные, семейные обстоятельства (образовалась новая семья), необходи мость оставить Мурманск. Позже он директорствовал в театрах Ижевска, Орла, где и скончался в 80-х годах. Не забывал меня, к праздникам посылал от крытку. Я ему тоже по-человечески был благодарен за доверие, внимание, кото рое он оказывал при первых моих режис сёрских шагах. Серьёзные недостатки в работе дирек тора и мне были видны, но и на этот раз я не ожидал такого резкого поворота со бытий. Хотя с новым моим положением художественного руководителя считал, что кадровые вопросы в театре — пер востатейная задача. Одним словом, уехал в отпуск при одном директоре, вернув шись, оказался при другом. Так я очутил ся в одной тяжёлой упряжке с В. А. Ми ниным, с которым за двенадцать лет со вместно съели ни один пуд соли, пережив и взлёты и падения. До этого я его мало знал. Лишь по кратким встречам на телевидении, где он был главным режиссёром, да при рабо те над спектаклем «Беспокойный юби ляр». По его информации, полученной при дальнейшем общении, он успешно работал на ТВ (ставил с нашими актёра ми телеспектакли), но заскучал на отла женной работе. Было ему тогда 40 лет, его энергичная натура требовала боль шего настоящего дела. Не имея творчес кого образования (кажется, даже и обще среднего), всего достиг природной мно госторонней одарённостью и самообра зованием. От матроса, пишущего на фло те портреты вождей сапожной щёткой, до главного режиссёра областного теле видения — вот путь его творческой ка рьеры. В промежутке — большая работа в Облдраме актёром, исполнившим пер вым в Заполярье в 1950-х годах роль Ле нина не в одном спектакле. При природ ной «рыжинке» выбривал лысину, отра щивал бородку — полное портретное сходство! Исполнители роли вождя тех лет пользовались особым почётом и по чтением. Он мне сам рассказывал, что во дители автобуса, завидя его на обочине дороги, останавливали машину, чтобы подвезти. Старожил Заполярья, люби тель выпить, без преувеличения, был он известен каждому мурманчанину. В связи с ролями Ленина вспоминаю, как его (уже директором театра) прига сили на Мосфильм на пробу в к /ф «Ше стое июля». По его словам, он не прошёл пробу по прозаической причине — нака нуне у друзей крепко выпил. Похоже на правду. И всё-таки, я думаю, что причина тут другая. По замечательному фильму видно, что режиссёр Ю. Карасик искал ис полнителя главной роли Ленина, способ ного по новому взглянуть на этого гениаль ного человека в предельно экстремальной ситуации. Требовались другие, не тради ционные актёрские краски, что великолеп но и продемонстрировал Ю. Каюров. У него Ленин непривычно волевой, даже жёсткий. Главное зерно характера вож дя для В. А. Минина было в его доброте. Об этом определяющем качестве ему рассказывал отец, видевший Ленина на яву. Роль В. И. Ленина грела В. А. Минина всю жизнь, по его рассказам, в связи с этим он серьёзно увлекался философией, до тошно изучал труды вождя и т. п. Я его видел в этой роли в малоудачном телеспектакле «День тишины» по ранней 47
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz