Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

поноси кого угодно — никто на это не обратит внимание (не знаю, что хуже или что лучше?). На мой вопрос насчёт ухода К. И. Леб- ский сослался на здоровье (он фронто­ вик) и личные, семейные обстоятельства (образовалась новая семья), необходи­ мость оставить Мурманск. Позже он директорствовал в театрах Ижевска, Орла, где и скончался в 80-х годах. Не забывал меня, к праздникам посылал от­ крытку. Я ему тоже по-человечески был благодарен за доверие, внимание, кото­ рое он оказывал при первых моих режис­ сёрских шагах. Серьёзные недостатки в работе дирек­ тора и мне были видны, но и на этот раз я не ожидал такого резкого поворота со­ бытий. Хотя с новым моим положением художественного руководителя считал, что кадровые вопросы в театре — пер­ востатейная задача. Одним словом, уехал в отпуск при одном директоре, вернув­ шись, оказался при другом. Так я очутил­ ся в одной тяжёлой упряжке с В. А. Ми­ ниным, с которым за двенадцать лет со­ вместно съели ни один пуд соли, пережив и взлёты и падения. До этого я его мало знал. Лишь по кратким встречам на телевидении, где он был главным режиссёром, да при рабо­ те над спектаклем «Беспокойный юби­ ляр». По его информации, полученной при дальнейшем общении, он успешно работал на ТВ (ставил с нашими актёра­ ми телеспектакли), но заскучал на отла­ женной работе. Было ему тогда 40 лет, его энергичная натура требовала боль­ шего настоящего дела. Не имея творчес­ кого образования (кажется, даже и обще­ среднего), всего достиг природной мно­ госторонней одарённостью и самообра­ зованием. От матроса, пишущего на фло­ те портреты вождей сапожной щёткой, до главного режиссёра областного теле­ видения — вот путь его творческой ка­ рьеры. В промежутке — большая работа в Облдраме актёром, исполнившим пер­ вым в Заполярье в 1950-х годах роль Ле­ нина не в одном спектакле. При природ­ ной «рыжинке» выбривал лысину, отра­ щивал бородку — полное портретное сходство! Исполнители роли вождя тех лет пользовались особым почётом и по­ чтением. Он мне сам рассказывал, что во­ дители автобуса, завидя его на обочине дороги, останавливали машину, чтобы подвезти. Старожил Заполярья, люби­ тель выпить, без преувеличения, был он известен каждому мурманчанину. В связи с ролями Ленина вспоминаю, как его (уже директором театра) прига­ сили на Мосфильм на пробу в к /ф «Ше­ стое июля». По его словам, он не прошёл пробу по прозаической причине — нака­ нуне у друзей крепко выпил. Похоже на правду. И всё-таки, я думаю, что причина тут другая. По замечательному фильму видно, что режиссёр Ю. Карасик искал ис­ полнителя главной роли Ленина, способ­ ного по новому взглянуть на этого гениаль­ ного человека в предельно экстремальной ситуации. Требовались другие, не тради­ ционные актёрские краски, что великолеп­ но и продемонстрировал Ю. Каюров. У него Ленин непривычно волевой, даже жёсткий. Главное зерно характера вож­ дя для В. А. Минина было в его доброте. Об этом определяющем качестве ему рассказывал отец, видевший Ленина на­ яву. Роль В. И. Ленина грела В. А. Минина всю жизнь, по его рассказам, в связи с этим он серьёзно увлекался философией, до­ тошно изучал труды вождя и т. п. Я его видел в этой роли в малоудачном телеспектакле «День тишины» по ранней 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz