Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

института С. Шиманская, А. Сапего, А. Рахманов, Ю. Сахаров (к началу но­ вого сезона подъехали В. Лебедев, Н. Рах­ манова, И. Шенгер, В. Смоляков, Н. Пет­ рова). Идея постановки «Свадьбы» исхо­ дила от меня, так как Сухово-Кобылин, как и Л. Толстой — мои любимые рус­ ские драматурги. Всю жизнь мечтал о по­ становке их пьес, но так и не вышло, кро­ ме одной картины «Живого трупа» в сту­ денческие времена. Более того, была меч­ та поставить всю трилогию Д. Сухово-Ко- былина. «Распечатать» её поручил О. Овечкину, надеясь завершить самому наи­ более любимой частью «Смерть Тарелки- на». Увы!.. О. Овечкин увлечённо взялся за дело, как и актёры. На главную роль Кречин- ского несколько неожиданно он попро­ сил К. Баздерова, на роль Расплюева — A. Рогачевского. Относительно последне­ го вопросов не было — это его роль и он её уже играл, а вот насчёт Кречинского в труппе было убеждение, что «прямое попадание» — В. Туманов. И сам К. Баз- деров, как всегда, был того же мнения. Но назначили его. Лидочку играла С. Ши­ мановская, жена режиссёра. В общем режиссёрском замысле было убедительным оформление (художник B. Алексеев), кроме, пожалуй, придумки разделения интерьера на две части (по­ стоянное волнение для постановочной части: соединятся или нет в «чистой пе­ ремене?»). Надуманной и ничего не да­ ющей была прелюдия к спектаклю: на пустой сцене в луче прожектора из глу­ бины к зрителю шёл Кречинский, рас­ кланиваясь перед воображаемой публи­ кой. Станки соединялись, и дальше шло вполне реалистическое действие в до­ вольно достоверном павильоне, с точной психологической разработкой характе­ ров, ситуаций. «Свежинка» молодого ре­ жиссёра была в другом: в обострённости событий, реакций, в чуть убыстрённой речи актёров. Отлично работали К. Баз- деров, А. Рогачевский, Ф. Шевякова. Одним словом спектакль получился, с удовольствием его смотрел любой зри­ тель, он долго держался в репертуаре. Мы предложили О. Овечкину продол­ жить работу в нашем театре, так успеш­ но начатую. Приняли в штат и молодых актёров, занятых в спектакле. После увольнения А. А. Карпов сра­ зу уехал из Мурманска. Через неделю после моего назначения он появился в городе, пришёл ко мне на разговор. Та­ кого тяжёлого разговора у меня в жиз­ ни ещё не было. Александр Александ­ рович просил оставить его очередным режиссёром. Как было не понять его сложного положения! Но я понимал и другое — интересы театра. Я ответил ему, что искренне уважаю его, рад под его начальством работать и дальше, но .... Ситуация кардинально измени­ лась. Его пребывание в театре , есте­ ственно, расколет коллектив, тем более, что треть труппы — заведомо его сто­ ронники, «свои». На что он ответил: мол, я, обещаю полный нейтралитет. «Вы — да! — ответил я — но за актёров я не ручаюсь». Уходя, он сказал: «Не дай бог, Василий Васильевич, оказать­ ся Вам в таком положении». Действи­ тельно, не дай бог! Судьба избавила меня от такого поло­ жения, но дважды пришлось пережить в нашем театре потрясения раскола кол­ лектива на две части. Первый раз — че­ рез три года после нашего разговора... А. А. Карпов вскоре получил другой театр, успешно там работал, был удосто­ ен почётного звания. И сейчас считаю, 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz