Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.
института С. Шиманская, А. Сапего, А. Рахманов, Ю. Сахаров (к началу но вого сезона подъехали В. Лебедев, Н. Рах манова, И. Шенгер, В. Смоляков, Н. Пет рова). Идея постановки «Свадьбы» исхо дила от меня, так как Сухово-Кобылин, как и Л. Толстой — мои любимые рус ские драматурги. Всю жизнь мечтал о по становке их пьес, но так и не вышло, кро ме одной картины «Живого трупа» в сту денческие времена. Более того, была меч та поставить всю трилогию Д. Сухово-Ко- былина. «Распечатать» её поручил О. Овечкину, надеясь завершить самому наи более любимой частью «Смерть Тарелки- на». Увы!.. О. Овечкин увлечённо взялся за дело, как и актёры. На главную роль Кречин- ского несколько неожиданно он попро сил К. Баздерова, на роль Расплюева — A. Рогачевского. Относительно последне го вопросов не было — это его роль и он её уже играл, а вот насчёт Кречинского в труппе было убеждение, что «прямое попадание» — В. Туманов. И сам К. Баз- деров, как всегда, был того же мнения. Но назначили его. Лидочку играла С. Ши мановская, жена режиссёра. В общем режиссёрском замысле было убедительным оформление (художник B. Алексеев), кроме, пожалуй, придумки разделения интерьера на две части (по стоянное волнение для постановочной части: соединятся или нет в «чистой пе ремене?»). Надуманной и ничего не да ющей была прелюдия к спектаклю: на пустой сцене в луче прожектора из глу бины к зрителю шёл Кречинский, рас кланиваясь перед воображаемой публи кой. Станки соединялись, и дальше шло вполне реалистическое действие в до вольно достоверном павильоне, с точной психологической разработкой характе ров, ситуаций. «Свежинка» молодого ре жиссёра была в другом: в обострённости событий, реакций, в чуть убыстрённой речи актёров. Отлично работали К. Баз- деров, А. Рогачевский, Ф. Шевякова. Одним словом спектакль получился, с удовольствием его смотрел любой зри тель, он долго держался в репертуаре. Мы предложили О. Овечкину продол жить работу в нашем театре, так успеш но начатую. Приняли в штат и молодых актёров, занятых в спектакле. После увольнения А. А. Карпов сра зу уехал из Мурманска. Через неделю после моего назначения он появился в городе, пришёл ко мне на разговор. Та кого тяжёлого разговора у меня в жиз ни ещё не было. Александр Александ рович просил оставить его очередным режиссёром. Как было не понять его сложного положения! Но я понимал и другое — интересы театра. Я ответил ему, что искренне уважаю его, рад под его начальством работать и дальше, но .... Ситуация кардинально измени лась. Его пребывание в театре , есте ственно, расколет коллектив, тем более, что треть труппы — заведомо его сто ронники, «свои». На что он ответил: мол, я, обещаю полный нейтралитет. «Вы — да! — ответил я — но за актёров я не ручаюсь». Уходя, он сказал: «Не дай бог, Василий Васильевич, оказать ся Вам в таком положении». Действи тельно, не дай бог! Судьба избавила меня от такого поло жения, но дважды пришлось пережить в нашем театре потрясения раскола кол лектива на две части. Первый раз — че рез три года после нашего разговора... А. А. Карпов вскоре получил другой театр, успешно там работал, был удосто ен почётного звания. И сейчас считаю, 45
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz