Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

определять эту прослойку, вечно жажду­ щих чего-нибудь «этакого». Видимо, действительно всё идёт по спирали. 100 лет назад К. Станиславский боролся с тем, что опять активно процве­ тает, но верю: русский, истинно психоло­ гический театр, для которого важна мис­ сия просветительства и добра, вновь вер­ нётся на круги своя. А пока извечная рос­ сийская крайность: умышленное забвение гениальной, научной системы К. Станис­ лавского (а весь мир уважительно чтит!), безудержное восхваление его антагонис­ тов (не в личном плане) В. Мейерхольда, А. Таирова и др. Получалось так: я, выброшенный вне­ запно в пекло сложной и ответственной гастрольной работы, выдержал боевое испытание. Старался не ради занимаемой должности. Мною двигало больше чув­ ство дисциплины, ответственности, воспи­ танные ещё предыдущей флотской служ­ бой (спасибо ей!). Хотя, конечно, было и творчески интересно. Времени для обстоятельного знаком­ ства с Петрозаводском не было. Единствен­ ный маршрут передвижения: театр — го­ стиница. Но это самый центр города. Я ни разу до этого не выезжал за границу, по­ тому посещение Карелии было сродни за­ рубежному выезду. Бросалась в глаза культура, чистота, уют города. Через каж­ дые сто метров магазинчики, кафе. По пути к театру без проблем, без очереди можно было вкусно и дешево перекусить. ...Переписываю записи с отдельных листов в эту общую тетрадь, в паузах по­ глядываю на телевизор: что вижу?! что слышу?! Идёт документальный фильм о О. Табакове, он заявляет актёрам о том, что чем дольше он работает, тем больше убеждается в первостепенности «как», а не «что». Боже, за его спиной висят портреты К. Станиславского, В. Немировича-Дан­ ченко! Если бы они слышали, как их «пос­ ледователь», нынешний худрук МХАТа, выпускник студии этого театра, несёт ос­ мысленно-бессмысленную чушь! Ставит телегу впереди лошади! По его многолет- не-выношенным размышлениям нужно строить спектакль, образ без цели («что»), ища, главным образом «интонацию»!?! Если бы Г. Товстоногов услышал подоб­ ное от нас, студентов — выгнали бы вон из института с любого курса. По прежней морской профессии убеждения О. Таба­ кова можно сравнить с отправлением ко­ рабля из пункта «А» без определения ко­ нечной точки «Б». Учитывая только ско­ рость, силу, направление течения, ветра, корабль не пройдёт без курса, цели и мили. Сядет на ближайшую мель, разо­ бьётся о скалы! Тогда зачем завоевание XX века — про­ фессия РЕЖИССЁР? Собственно, этот процесс и идёт — дилетантство вытесня­ ет профессионализм. ...Однако вернусь к повествованию о га­ стролях в Карелии. Сам музыкально-дра­ матический театр стоит на краю большой площади, вплотную к отличному парку на берегу Онежского озера. Где-то там, на островах, знаменитые Кижи, но посетить их удастся в следующий приезд. Фрон­ тон солидного здания театра украшает скульптура, выполненная самим Конен­ ковым. При всём уважении к автору, по- моему, композиция её явно выпадает из строгих, монументальных форм здания. На этой же площади, с противополож­ ной стороны, как бы в заведомый кон­ траст, стоит Театр Финской драмы — скромный по виду и размеру, но вырази­ тельный и гармоничный во всех своих де­ талях. Побывали мы там на одном спек­ такле (вполне традиционном), поразились 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz