Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.
определять эту прослойку, вечно жажду щих чего-нибудь «этакого». Видимо, действительно всё идёт по спирали. 100 лет назад К. Станиславский боролся с тем, что опять активно процве тает, но верю: русский, истинно психоло гический театр, для которого важна мис сия просветительства и добра, вновь вер нётся на круги своя. А пока извечная рос сийская крайность: умышленное забвение гениальной, научной системы К. Станис лавского (а весь мир уважительно чтит!), безудержное восхваление его антагонис тов (не в личном плане) В. Мейерхольда, А. Таирова и др. Получалось так: я, выброшенный вне запно в пекло сложной и ответственной гастрольной работы, выдержал боевое испытание. Старался не ради занимаемой должности. Мною двигало больше чув ство дисциплины, ответственности, воспи танные ещё предыдущей флотской служ бой (спасибо ей!). Хотя, конечно, было и творчески интересно. Времени для обстоятельного знаком ства с Петрозаводском не было. Единствен ный маршрут передвижения: театр — го стиница. Но это самый центр города. Я ни разу до этого не выезжал за границу, по тому посещение Карелии было сродни за рубежному выезду. Бросалась в глаза культура, чистота, уют города. Через каж дые сто метров магазинчики, кафе. По пути к театру без проблем, без очереди можно было вкусно и дешево перекусить. ...Переписываю записи с отдельных листов в эту общую тетрадь, в паузах по глядываю на телевизор: что вижу?! что слышу?! Идёт документальный фильм о О. Табакове, он заявляет актёрам о том, что чем дольше он работает, тем больше убеждается в первостепенности «как», а не «что». Боже, за его спиной висят портреты К. Станиславского, В. Немировича-Дан ченко! Если бы они слышали, как их «пос ледователь», нынешний худрук МХАТа, выпускник студии этого театра, несёт ос мысленно-бессмысленную чушь! Ставит телегу впереди лошади! По его многолет- не-выношенным размышлениям нужно строить спектакль, образ без цели («что»), ища, главным образом «интонацию»!?! Если бы Г. Товстоногов услышал подоб ное от нас, студентов — выгнали бы вон из института с любого курса. По прежней морской профессии убеждения О. Таба кова можно сравнить с отправлением ко рабля из пункта «А» без определения ко нечной точки «Б». Учитывая только ско рость, силу, направление течения, ветра, корабль не пройдёт без курса, цели и мили. Сядет на ближайшую мель, разо бьётся о скалы! Тогда зачем завоевание XX века — про фессия РЕЖИССЁР? Собственно, этот процесс и идёт — дилетантство вытесня ет профессионализм. ...Однако вернусь к повествованию о га стролях в Карелии. Сам музыкально-дра матический театр стоит на краю большой площади, вплотную к отличному парку на берегу Онежского озера. Где-то там, на островах, знаменитые Кижи, но посетить их удастся в следующий приезд. Фрон тон солидного здания театра украшает скульптура, выполненная самим Конен ковым. При всём уважении к автору, по- моему, композиция её явно выпадает из строгих, монументальных форм здания. На этой же площади, с противополож ной стороны, как бы в заведомый кон траст, стоит Театр Финской драмы — скромный по виду и размеру, но вырази тельный и гармоничный во всех своих де талях. Побывали мы там на одном спек такле (вполне традиционном), поразились 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz