Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

Отмечалось высокое актёрское мастер­ ство В. Туманова, А. Рогачевского, Е. Мар­ келовой, Е. Даниловой, К. Баздерова,М. Чуд- зиной; молодых: С. Леонтьева, К. Беловой, Е. Иоффе. Автор заканчивает статью сло­ вами: «Артисты из Заполярья попрощались с нашим городом. Мы говорим гостям не „npouiflwne " , а „до свидания". До новых твор­ ческих встреч». Получалось, что не боги горшки обжи­ гают, что театр имеет право и творческие силы на гастроли в город высокой теат­ ральной культуры, каким был всегда Пет­ розаводск. Дорога была проторена — мы ещё дважды побываем у наших соседей. Небольшое отступление. Немного о важном, верно подмеченном карельски­ ми критиками. К сожалению, как-то так получилось, что за почти двадцатилет­ нюю работу в Облдраме, в нашей, мур­ манской критике не появилось серьёзно­ го, обстоятельного анализа «лица» ни те­ атра, ни моего лично. Появлялись рецен­ зии на отдельные спектакли, и всё. По сути, соседи-критики затронули извечный для искусства вопрос: содержания и фор­ мы. Я прямой ученик Г. А. Товстоногова, учившего нас (в своей практике подтвер­ ждающего): «что» (идея) — первична, «как» (форма выражения) — вторична. Я это исповедовал (убежден и ныне) всю свою творческую жизнь, наблюдая в со­ временном театре (кино) разгул обратно­ го. Часто режиссёр в театре (кино) не мо­ жет и сказать, о чём он ставит спектакль (фильм). Для него важны «энергетика», дым, актёры на сцене на велосипеде или на ходулях и т. д. и т. п. Но «как» направлено на выявление главного — «что». Отсюда отбор всех вы­ разительных средств. Собственно, это за­ ложено автором, нужно только «угадать» его «язык». Современная режиссура этим не ут­ руждается, забота одна — «самовыраже­ ние», любым способом привлечь к своей личности внимание: если Дон Кихот вы­ сокий, худой — назначу на эту роль актё­ ра толстого и малорослого. А то, вообще поручу это актрисе! А монолог Ромео бу­ дет произносить в висячем положении, вниз головой на железной конструкции — такого ещё не было, это главное. Ещё ори­ гинальнее, если играют нагишом (есть та­ кой в Москве «театр») и т. д. и т. п. Популярный театральный режиссёр заявляет, что «в наше время в замысле режиссёра должен быть заложен заранее элемент скандала», «кассовость» во что бы то ни стало. Рыночная философия! Как это полярно с приведенным выше текстом в рецензиях, анализах уже далё­ ких 1960-х годов, когда театр занимался искусством, а не выколачиванием денег. Наш театр (и лично я) никогда не гнался за «оригинальностью», «эффектностью» подачи спектакля (Г. Товстоногов неод­ нократно говорил: «Оригинальным спе­ циально быть невозможно!»). Самое глав­ ное: достижение эмоционального сопере­ живания спектаклю — минимом вырази­ тельных средств. Эта традиция БДТ им. Горького (отку­ да наша Облдрама) — продолжение в творчестве Г. Товстоногова (и эстафетно мною). Я и подбирал в будущем очеред­ ных режиссёров (молодых) О. Овечкина, В. Келле-Пелле не только по таланту, но и исповедавших тоже самое. Появление режиссёра М. Михайлова, для которого «как» было главенствую­ щим, я поддержал, понимая, что в опре­ делённой дозе эта «краска» в нашей «па­ литре» возможна для удовлетворения не­ которой части зрителей (особенно моло­ дёжи), «продвинутых», как модно ныне 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz