Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

Премьера состоялась 14 января 1965 года, а уже через два дня (!) даже рецен­ зент «Полярки» признала: «Опускается занавес. Несколько секунд в зале тишина. Л потом вспыхивают аплодисменты. Долгие ритмические аплодисменты звучат в зале! Несколько раз выходят актёры. Слышны кри­ ки „Браво!". Зрители поздравляют театр с настоящим успехом». Ради таких секунд катариса и работа­ ешь — они выше всяких похвал и благо­ дарностей! Но как редко такое бывает... Постановочная труппа спектакля по­ дарила мне в день премьеры портфель с монограммой. Портфель сносился, а пластинку свято храню, как память об одном из самых счастливых мгновений своей жизни. ...Александр Александрович не вме­ шивался в мою работу. Лишь однажды заглянул, когда мы репетировали сцену Наташи и Евдокимова. Ему показалось, что мы слишком целомудренно её стро­ им. «Смелее надо Евдокимову, нахальнее! Сегодняшний зритель это любит», — со­ ветовал он. Я не согласился, ситуация была и так откровенно интимной: Ната­ ша согласилась почти сходу зайти в холо­ стяцкую комнату Евдокимова, осталась на ночь. Я понимал, что сила нашего спек­ такля будет в чистоте истинных помыс­ лов героев. Наташа в качестве стюардес­ сы немало натерпелась сексуальных до­ могательств, ей хочется чувства настояще­ го и возвышенного. В противном случае она прервёт общение. И он это понимал. За несколько наигранной бравадой, рас­ кованностью Евдокимова Наташа тонким чутьём ощущает его настоящую суть. Художественный совет единодушно признал удачу спектакля. А Александр Александрович, подводя итоги обсужде­ ния, сказал: «Василий Васильевич, снимаю шляпу!» (и слегка склонил голову). Для 36 меня это был поучительный урок, памя­ туя моё выступление при сдаче его спек­ такля «В день свадьбы». В одном ряду с уроком М. А. Борзунова, решившим от­ крывать юбилейный сезон не собствен­ ным, специально готовившимся спектак­ лем, а моим дипломным. Но в дальнейшем спектаклю не повез­ ло. В начале следующего сезона Н. Кат- речко по семейным обстоятельствам вы­ нуждена была покинуть Мурманск. Ввел на роль Наташи К. Белову, вполне достой­ но заменившую первую исполнительни­ цу, но всё-таки ушёл из спектакля «нерв», эмоциональный градус. К концу сезона 1964-1965 гг. уволился из театра и С. Ле­ онтьев (в связи с уходом А. А. Карпова), пришлось вводить вместо него, только что пришедшего к нам выпускника теат­ рального института В. Лебедева. Этот ввод был явным компромиссом, но дру­ гого, более подходящего актёра на эту сложнейшую роль не было, а спектакль сохранить, естественно, очень хотелось. Ко всему прочему В. Лебедев оказался человеком с гонором, с непомерно сво­ им способностям завышенными претен­ зиями к руководству театра. Удалился в Ленинград, на Ленфильм, и в ближай­ шие годы я его видел в одном фильме, где он мелькнул в минутном, бессловес­ ном эпизоде. И скусство неумолимо мстит актёрскому эгоизму. Другого исполнителя Евдокимова в труппе не было, и спектакль досрочно за­ кончил свою жизнь, так замечательно на­ чатую. Жалко... С уходом С. Леонтьева нишу современного, молодого, социаль­ ного героя в нашем театре некоторое вре­ мя некому было заполнить. Лишь приход Л. Ниценко закроет эту проблему, а роль Евдокимова словно для него писана. Его дебютом и будет роль главного героя спектакля «Справедливость — моё ремес­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz