Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.
Было понятно: кроме необходимости иметь в репертуаре эту пьесу, Карпов, безусловно, хотел предоставить выиг рышный дебют С. Леонтьеву, главной его карты актёрской группы рязанцев. Я не видел С. Леонтьева в работе, ниче го не мог знать о его творческих возмож ностях . Но режиссерская интуиция предчувствовала совпадение его челове ческих качеств с ролью Евдокимова, главного героя пьесы. К тому же, явно го попадания на эту роль в нашей труп пе не было. Я согласился на постановку пьесы и на работу с С. Леонтьевым. За то и другое бесконечно благодарен Александру Александровичу. И всё-таки, решающая роль в пьесе отведена стюардессе Наташе. В ней идей ный и эмоциональный камертон автор ского замысла. Повезло и с актрисой, на роль Наташи только что пришла к нам в театр (опять же из Ленинграда) Н. Кат- речко. С. Леонтьев — актёр, внешне не привлекательный, отличался внутренней силой, интеллектом. Н. Катречко — сама эмоциональность, чувственность, искрен ность. Такое сочетание актёрских и чело веческих качеств исполнителей главных ролей точно отвечало задумке автора и высекало в спектакле ежесекундную борьбу мужского и женского начала, эго изма и всепоглощающей отдачи себя дру гому во имя любви. Э. Радзинский открыл какую-то новую страницу в драматургии того времени. Во всём строе пьесы: лаконичность диалогов и их подтекстовая многозначность, кине- матографичность смены картин, модный сленг молодых учёных физиков экспери ментальной лаборатории и т. д., создава ли картину узнаваемой современной жиз ни с ореолом какой-то исключительнос ти, необычности, завершающейся пронзи тельной нотой гибели Наташи. Напоминаю: вышеперечисленные до стоинства пьесы раскрывались для меня в процессе работы над спектаклем. Моё давнее стремление (ещё с неудачной по пытки в «Красных дьяволятах») к кине матографическому языку находило во площение в новой пьесе и в художе ственном оформлении, найденном нами с А. К. Свищёвым. Он предложил услов ную конструкцию единой установки с мгновенной сменой мест действия. Полу чалось сочетание аскетичности и в то же время лиричности, поэтичности «мягких» линий светло-серой конструкции на фоне нежно-лазоревого цвета горизонта. В последней сцене после сообщения о гибели Наташи оглушённый Евдокимов- Леонтьев опускался на приступочку аван сцены, свет концентрировался только на нём одном, он поднимал мукой напол ненные глаза вверх, и шёл внутренний их диалог (записанный на плёнку на фоне гениальной музыки «Вечная лю бовь» А. Родригеса и А. Хомеса). Эту запись голосов Н. Катречко и С. Ле онтьева мы слушали в радиорубке как самостоятельное художественное произ ведение. А Р. А. Холопов не раз исполь зовал её в профессиональных занятиях, как образец актёрского исполнения у микрофона. В финале спектакля станки уходили в кулисы, раскрывалось всё пространство сцены, преображаясь то ли в поле аэродро ма, то ли вообще во весь шар земной. Евдо кимов поднимался и долго, медленно ухо дил вглубь сцены с букетом цветов в руке, так и не отданных Наташе. У «горизонта» он клал их на край «аэродрома» и так же медленно, в одиночестве возвращался к зри телю. В полной, абсолютной тишине в зале всегда были слышны всхлипывания.... Все достигалось без малейшего педалирования на ситуации, чувствах зрителя. 35
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz