Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

нашего театра, какая-то особая стилисти­ ка. Да и сама драматургия В. Розова несла нечто новое в современной драматургии. Успех спектакля был безусловный. Особых актёрских удач не было, но Г. Иванченко продемонстрировала драма­ тический «нерв», сильно прозвучавший в финале, когда она кричала: «Иди, Миша, иди!..Отпускаю!». Актёрский состав был ровен, убедителен. Может быть, ярче дру­ гих выделялся рязанец Тушинцев в роли Василия. Особую, проникновенную инто­ нацию задавала спектаклю уже упомяну­ тая песня Л. Зыкиной. Я именно с тех пор полюбил эту замечательную песню. Но на художественном совете, в це­ лом приняв спектакль, я с опытом недав­ ней студенческой прямоты при разборе работ сокурсников в довольно резкой форме высказал режиссёру замечание по поводу начала, точнее, прелюдии спектакля. Когда раскрывался занавес, в глубине полузатемнённой сцены в луче прожектора высвечивалась Нюра. Круг разворачивался на зрителя и по всему станку на первый план выбегала Нюра в каком-то полубалетном рисун­ ке. Мне это показалось нарочитым, ино­ родным всему дальнейшему строю спек­ такля с его точной психологической до­ стоверностью. По большому счёту, я был прав, но новый главный явно не ожидал критики своего подчинённого. Как сейчас помню, Александр Александрович даже слегла побелел то ли от возмущения, то ли от неожиданности, но, к его чести, в ответ­ ном слове не позволил себе никакой рез­ кости в мой адрес. Зато С. Леонтьев, ряза­ нец — «главный калибр» актёрского по­ полнения, в ещё более резкой форме от­ брил меня, давая понять, что своего шефа в обиду мурманчанам не даст. Но кроме безвкусной интермедии претензий к спек­ 34 таклю, повторяю, у меня не было. Более того, с течением времени я даже полюбил его за общую свежесть режиссёрского взгляда на, казалось бы, бытовую драму. И вообще, считаю «В день свадьбы» одним из лучших спектаклей нашего театра ше­ стидесятых годов. К слову, вскоре к нам приехали на «гастроль» молодые артисты Московс­ кого театра «Современник» О. Табаков и Н. Дорошина, сыграли в нашем актёрс­ ком ансамбле роли Василия и Нюры. Два аншлага были обеспечены! Практика «га­ стролёров» для поднятия интереса к спек­ таклю, посещаемости в принципе пороч­ на. Говорит о неуважении театра к своим творческим возможностям, об искусствен­ ном «вздрючивании» успеха спектакля. Я всегда был против этого и в качестве глав­ режа никогда этого не позволял. После второго спектакля О. Табаков встретился в зрительном зале с коллекти­ вом театра. Помню его «пацанистого», изящного, умного, во всём нацеленного на бескомпромиссную борьбу за правду, спра­ ведливость, совесть. Я не могу его совмес­ тить с нынешнимО. Табаковым, раздобрев­ шим в сытом самодовольстве, хитроумнос­ ти к власть предержащим, превратившим МХАТ в коммерческое предприятие... Подхожу к рассказу о спектакле, без преувеличения, ставшим событием в моей творческой жизни и, может быть, не толь­ ко моей. Пьесу «104 страницы про любовь» Э. Радзинского предложил мне почитать А. А. Карпов (и сейчас не пойму, почему он не взялся за это дело сам?). Откровен­ но говоря, сильного впечатления я не по­ лучил. Очевидно, мой жизненный опыт не имел точек соприкосновения с модными тогда персонами физиков НИИ. Увлека­ ла поначалу трагичность финала, нрав­ ственность проблемы в пьесе.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz