Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

гоны», я всегда был уверен в точности, ис­ полнительности, надёжности в первую очередь этого цеха. При общении в быту выяснилось, что он отлично бьёт чечётку. Бывало, под мой аккомпанемент на бая­ не он легко, темпераментно отплясывал «цыганочку». Немало мне приходилось подыгрывать пляшущим, но с ним, как ни с кем другим, я и здесь чувствовал редкое взаимопонимание... Но это все в будущем, а пока новый сезон начинался немалыми новшествами, встряхнувшими коллектив. Особенно это касалось работы вышеназванных цехов и «новой» крови в актерском составе, энер­ гично включенной в репертуар. Привлека­ тельным было и то, что сам А. А. Карпов сразу же приступил к собственной поста­ новке. На свой дебют он выбрал «В день свадьбы» В. Розова (кажется, он повторял свой рязанский спектакль). Меняже настра­ ивал на что-либо историческое, в контраст с остросовременной пьесой В. Розова. Из далекой российской истории ещё доигрывался спектакль «Василиса Ме- лентьева» в постановке М. А. Борзунова, поэтому я свой интерес направил в ближ­ ний, прошлый век, остановился на дра­ ме Д. Мамина-Сибиряка «На золотом дне». Сибиряки, таёжники, золотопро­ мышленники, хоть и столетней давности, мне, их земляку, были интересны, понят­ ны. Основная тема — разлагающее вли­ яние власти денег — тоже проблема веч­ на (теперь мы с ней столкнулись не книж­ но, а в явь!). Вообще тема Сибири, сиби­ ряков меня, естественно, грела изначаль­ но. На неё я выходил трижды. «На золо­ том дне» был неким подступом к моему будущему спектаклю по Шукшину «Ха­ рактеры», смею думать, одной из лучших моих постановок. Хотелось в спектакле «На золотом дне» расширить рамки действия, выйти на обобщение, приоткрыть загадку сибирс­ кой души. Но... не вышло. Не смогли с художником В. Алексеевым вырваться из интерьера, не «тянул» исполнитель глав­ ной роли и т.д. Порадовал и даже удивил меня всё тот же К. Баздеров в роли Бело- глазова. Почти уже привыкли видеть его в ролях положительных героев с его лако­ ничностью, сдержанностью средств выра­ зительности, а здесь он мастерски лепил ха­ рактер легковесного прощелыги, отвра- тильного и вместе с тем обаятельного. Ока­ залось, что он и острохарактерный актёр, что подтверждал и в дальнейшем. Любо­ пытна была заявка в роли Ширинкина ар­ тиста М. Зотова, ступенька к его будуще­ му Счастливцеву в «Лесе» Островского. Параллельно со мной главреж ак­ тивно репетировал «В день свадьбы», почти сразу перейдя на сцену. Худож­ ник А. К. Свищев вместо достоверно опи­ санного автором пьесы двора небольшо­ го дома на берегу Волги предложил ус­ ловный станок, на фоне открытого чис­ того горизонта. И во всём другом пьеса вычищалась от быта. На главную роль Нюры неожиданно для всех была назна­ чена не «привозная», а мурманская акт­ риса Г. Иванченко. До этого особо и не­ проявившая себя в значительных ролях. Роль Михаила была дебютом в нашем те­ атре только что прибывшего из Ленинг­ радского театрального института В. Бра­ сова, красивого, стройного по тем време­ нам парня. В роли Салова, отца Нюры, был занят рязанец В. Ерофеев. Спектакль готовился буквально при закрытых дверях. Только при проходе по фойе мимо зрительного зала можно было слышать бесконечно раз звучащее в ис­ полнении Л. Зыкиной «Издалека долго течёт река Волга». Наверное, в ноябре 1964 года состоялась премьера. По мно­ гим приметам это было что-то новое для

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz