Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.
пребывание в театре. М. А. Борзунов как режиссер, личность, пользовался заслу женным авторитетом, но, видно, время его обогнало. Слишком велик был груз навыков «передвижного» театра, инерция уходящих эстетических принципов в ре жиссерском, актерском творчестве. В последние дни сезона 1963-64 гг. на чальник Управления культуры Л. А. Клю- шева представила коллективу театра но вого главного режиссера — А. А. Карпо ва. И театр ушел в очередной летний отпуск... Наверное, это был самый трудоемкий, если можно так выразиться о творчестве, год в моей жизни. Пять спектаклей за се зон я больше никогда не выпускал. Не пройдет и года, как «норма» выпуска моих спектаклей сократится с 4-5-ти до трёх в связи с моим новым положением главрежа. Напряжённый год был ценен тем, что получил основательную практи ку. Но, может быть, ценнее тем, что, не смотря на трудную жизнь театра, почув ствовал себя в коллективе своим, нужным. Не было ни одного случая какого-либо конфликта в творческом, личностном плане. Одним словом, я ощутил «почву» под ногами, Облдрамтеатр стал моим до мом (и на долгие годы!), я чувствовал ува жение и доверие к себе, а сам искреннюю любовь к каждому человеку в коллекти ве от вахтера до актера! Ибо все эмоции друг к другу в театре проходят жесткое, бескомпромиссное испытание в постоян ном, зависимом друг от друга положении, совместном рождении дитя — спектакля. Возникает ощущение, понятное, испытан ное только участникам постановки — ощущение БРАТСТВА в самом высоком понимании этого слова! ...Через 16 лет наш театр гастролиро вал летом в Симферополе и Севастополе. За все эти годы М. А. Борзунов ни разу не 30 появлялся в Мурманске. Он работал в Норильском театре, возможно еще где- то, но вскоре ушел на пенсию, стал жить в Севастополе, откуда и появился в За полярье. Захотелось с ним встретиться, тем более что прослышал о его болезни. Я попросил К. А. Баздерова договорить ся о встрече. Он сообщил мне, что, к со жалению, удалось поговорить по телефо ну только с женой, Диной Иосифовной Африной (когда-то ведущей актрисой Облдрамтеатра, по возвращении в Се вастополь работала в местном театре им. А. В. Луначарского помощником ре жиссера). Супруга отклонила наше по желание, сославшись на серьезность бо лезни Михаила Андреевича. Но Корне лию Александровичу показалось, что суть отказа не в его болезни, а в более прозаической причине: Африна настоль ко изменилась, располнела, что по чис той женской мнительности постеснялась с нами встретиться. Мы, к сожалению, не настояли. А надо было, несмотря ни на что, схо дить мне, поклониться первому своему главному режиссеру, пожелать здоровья. К своим учителям у меня с детства свя тое, почти религиозное почитание. Это те ошибки, за которые стыдно на всю остав шуюся жизнь. ...Михаил Андреевич похоронен на кладбище пятого километра Севастополя. Первый трудовой гражданский от пуск. Когда служил офицером на фло те, материальные заботы особо не вол новали (оклад был вдвое больше режис- сер-ского), а в лето 1964 года получил я сумму, явно недостаточную для поезд ки на юг. Решили не выезжать, отдох нуть на месте. Но с начала июня (по- моему, в Мурманске всегда так) заморо сило, похолодало до снежинок. Одна неделя так, другая! Перспектива прохо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz