Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

пребывание в театре. М. А. Борзунов как режиссер, личность, пользовался заслу­ женным авторитетом, но, видно, время его обогнало. Слишком велик был груз навыков «передвижного» театра, инерция уходящих эстетических принципов в ре­ жиссерском, актерском творчестве. В последние дни сезона 1963-64 гг. на­ чальник Управления культуры Л. А. Клю- шева представила коллективу театра но­ вого главного режиссера — А. А. Карпо­ ва. И театр ушел в очередной летний отпуск... Наверное, это был самый трудоемкий, если можно так выразиться о творчестве, год в моей жизни. Пять спектаклей за се­ зон я больше никогда не выпускал. Не пройдет и года, как «норма» выпуска моих спектаклей сократится с 4-5-ти до трёх в связи с моим новым положением главрежа. Напряжённый год был ценен тем, что получил основательную практи­ ку. Но, может быть, ценнее тем, что, не­ смотря на трудную жизнь театра, почув­ ствовал себя в коллективе своим, нужным. Не было ни одного случая какого-либо конфликта в творческом, личностном плане. Одним словом, я ощутил «почву» под ногами, Облдрамтеатр стал моим до­ мом (и на долгие годы!), я чувствовал ува­ жение и доверие к себе, а сам искреннюю любовь к каждому человеку в коллекти­ ве от вахтера до актера! Ибо все эмоции друг к другу в театре проходят жесткое, бескомпромиссное испытание в постоян­ ном, зависимом друг от друга положении, совместном рождении дитя — спектакля. Возникает ощущение, понятное, испытан­ ное только участникам постановки — ощущение БРАТСТВА в самом высоком понимании этого слова! ...Через 16 лет наш театр гастролиро­ вал летом в Симферополе и Севастополе. За все эти годы М. А. Борзунов ни разу не 30 появлялся в Мурманске. Он работал в Норильском театре, возможно еще где- то, но вскоре ушел на пенсию, стал жить в Севастополе, откуда и появился в За­ полярье. Захотелось с ним встретиться, тем более что прослышал о его болезни. Я попросил К. А. Баздерова договорить­ ся о встрече. Он сообщил мне, что, к со­ жалению, удалось поговорить по телефо­ ну только с женой, Диной Иосифовной Африной (когда-то ведущей актрисой Облдрамтеатра, по возвращении в Се­ вастополь работала в местном театре им. А. В. Луначарского помощником ре­ жиссера). Супруга отклонила наше по­ желание, сославшись на серьезность бо­ лезни Михаила Андреевича. Но Корне­ лию Александровичу показалось, что суть отказа не в его болезни, а в более прозаической причине: Африна настоль­ ко изменилась, располнела, что по чис­ той женской мнительности постеснялась с нами встретиться. Мы, к сожалению, не настояли. А надо было, несмотря ни на что, схо­ дить мне, поклониться первому своему главному режиссеру, пожелать здоровья. К своим учителям у меня с детства свя­ тое, почти религиозное почитание. Это те ошибки, за которые стыдно на всю остав­ шуюся жизнь. ...Михаил Андреевич похоронен на кладбище пятого километра Севастополя. Первый трудовой гражданский от­ пуск. Когда служил офицером на фло­ те, материальные заботы особо не вол­ новали (оклад был вдвое больше режис- сер-ского), а в лето 1964 года получил я сумму, явно недостаточную для поезд­ ки на юг. Решили не выезжать, отдох­ нуть на месте. Но с начала июня (по- моему, в Мурманске всегда так) заморо­ сило, похолодало до снежинок. Одна неделя так, другая! Перспектива прохо­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz