Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

своей роли В. Тумановым не спасли поло­ жение. Спектакль имел средний успех. Кроме В. Туманова, в нем не было других интересных работ. Впрочем, пьеса В. Шекспира «Винд­ зорские кумушки» — фактически моно­ спектакль. Автор определил её: «чрезвы­ чайно забавная и превосходно составлен­ ная комедия», но эти её качества не были реализованы, тем более, какая-либо обще­ ственная проблема, соотнесенная к на­ шим дням. Звучала только тема «гедониз­ ма» — безудержное наслаждение Фаль­ стафом жратвой, выпивкой, женщинами. Что превосходно делал В. Туманов, но не более. ...Самое начало 1960-х годов было вре­ менем выхода нашего искусства (театра, кино прежде всего) на животрепещущие проблемы бытия советского человека. Я пока еще интуитивно это чувствовал, жад­ но просматривая всё, что появлялось в нашей драматургии. Именно поэтому неслучайно появление в афише театра имени мало кому известного драматур­ га Ю. Петухова и чуть позже Л. Митро­ фанова с его пьесой «Лебединая песня». Этот мой интерес к неопробированной драматургии, неизвестным авторам со­ хранится до самых последних дней моей работы в театре. К примеру, я «крестник» О. Сосина, С. Коковкина — впоследствии известные драматурги. О них еще пред­ стоит разговор. Ситуация в «Лебединой песне», в об- щем-то, мелодраматическая. Где-то далеко, в тайге, умирает от чумы женщина- геолог. Врач, москвичка Малинина, чтобы спас­ ти неизвестную ей больную, идет факти­ чески на серьезный риск — прививает себе чуму. Полученную на собственной прививке вакцину отправляет в тайгу. Врач понимает, что вряд ли выживет, слишком большую ввела дозу. И, как все­ 28 гда в жизни, именно в эти дни её муж ув­ лекается другой женщиной. К тому же его на работе втягивают в оговор невинного человека. То есть, жена идет на подвиг — спасая человека, а муж стоит на пороге соучастия в трагической несправедливо­ сти к беззащитному человеку. Конфликт совести. Мы всеми силами сопротивля­ лись мелодраматичности обстоятельств. Этому способствовало исполнение глав­ ной роли замечательной актрисой Е. Мар­ келовой, играющей сдержанно без ма­ лейшего намека на лирику, в то же вре­ мя оставаясь женственной, обаятельной. Отличным ей партнером был К. Баздеров, тонко ведущий линию нравственной раз­ двоенности. Воистину, не знаешь — где найдешь, где потеряешь! Появление этого спектак­ ля было главным образом продиктовано соображением сделать его удобным для выездов по области (одно место действия, мало действующих лиц, скромное офор­ мление и т. п.). А оценка его рецензента­ ми была едина, хвалебна! Это был мой уже пятый спектакль, а такой высокой оценки я еще не получал. Чтобы не быть голословным, приведу выдержки из газет. «Полярная правда» (рецензент не В.Вели- гина): «Эта постановка — настоящая уда­ ча всего коллектива и особенно молодого ре­ жиссера Василия Васильевича Киселева. Вы­ пускник Ленинградского театрального ин­ ститута, ученик лауреата Ленинской пре­ мии, известного режиссера Г. Л. Товстоного­ ва, Киселев за свой первый театральный сезон сделал большие успехи... „Лебединая песня" — пятая пьеса, постановку которой он осуще­ ствил. Поставленные им спектакли отлича­ ются свежестью, искренностью актерского исполнения, глубиной проникновения в образы. Режиссер умеет схватить в пьесе какое-то очень важное иживое звено и, беря его за основу, строит весь спектакль. Так случилось и в „Ле­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz