Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

жет и потому, что уже знал о готовящем­ ся снятии его с должности. На главную роль Савельева я нако- нец-то мог назначить изначально пригля­ нувшегося мне артиста Корнелия Базде- рова. Как никто он соответствовал глав­ ному качеству творчества К. Симонова: искренность, простота, сдержанность, му­ жественность. В Савельеве нам виделся и сам автор (отсюда и его усы). Имел значе­ ние и фронтовой опыт самого К. Базде- рова. Но по прочтении приказа о распре­ делении ролей Корнелий Александрович прибежал ко мне, умолял, пока не поздно освободить от ответственной роли, подве­ дет меня, не потянет! Я же, наоборот, ви­ дел свой спектакль только с ним одним. Подобной самокритичности, жесточай­ шей требовательности к себе я больше не встречал в течение немалой своей жизни в театре. По моему мнению, роль Савель­ ева — одна из настоящих его творческих удач. Я благодарен судьбе за встречу с этим замечательным артистом и челове­ ком. Сколько потом нам придется рабо­ тать вместе над самыми разными ролями! Я не помню ни одного случая непонима­ ния, недоверия, конфликта. Всегда он го­ тов к работе, на все имеет свою точку зре­ ния, но охотно уступает общему замыслу спектакля, режиссеру, будь он много­ опытным или студентом дипломником. Интеллигентнейший, добрейший че­ ловек! Высокое звание Народного артис­ та РСФСР не изменит ни грамма в его ха­ рактере, творчестве. Все актеры работали в спектакле с удо­ вольствием, так как каждая роль в пьесе прописана автором с глубокой любовью к своим героям, достоверностью... Я на­ столько погрузился в работу, что не заме­ чал признаков грядущих событий в жиз­ ни театра. Только участившиеся посе­ щения театра начальником Управления 24 культуры Л. А. Клюшевой, да застыв­ шая в кресле кабинета фигура дирек­ тора К. И. Лебского с характерным накло­ ном головы набок выдавали напряжен­ ность обстановки. Но, повторяю, меня не посвящали в заботы начальства и мне было не до того — я активно репетировал «Так и будет». На одной из репетиций в темноте зри­ тельного зала ко мне подсел мужчина средних лет, извинился, представился: «Карпов Александр Александрович. По командировке ВТО (Всесоюзного Теат­ рального общества) приехал познако­ миться с Вашим театром. Разрешите по­ присутствовать на репетиции?» Я не воз­ ражал. Он молча понаблюдал за нашей работой и лишь однажды вполголоса по­ интересовался: «Что это за дерьмо болта­ ется у вас на сцене в роли Синицына?» «Артист Ж.» — отвечаю. Действительно, артист был малопрофессионален, но с гонором. Правда, здесь эти его личност­ ные качества совпадали с играемым пер­ сонажем, и он не особенно «выпадал», но, безусловно, Карпов был прав в общей оценке. Воистину, кто знает, как наше сло­ во отзовется! Получилось так, что кто-то из присутствующих в зале работников вспомогательных цехов передал эту «оценку» приезжим самому Ж. Артист оказался не только с гонором, но и злопа­ мятен. И к тому же секретарем партий­ ной организации театра! Не пройдет и года, это слово сыграет драматическую роль в биографии А. А. Карпова (через полгода он станет главрежем театра). Но об этом позже в свое время. Выпуск спектакля «Так и будет» про­ исходил в довольно благоприятной про­ изводственной обстановке, без спешки. Художественное оформление, предло­ женное опять же В. Алексеевым, было не сложным (да не особенно и интересным),

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz