Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

Дети в нетерпении галдели, маялись в полутемном зале, а рабочие сцены в «мы- ле»делали перестановку. Оттого спек­ такль шел 2 часа 30 минут — для детского зрителя абсолютно нежелательная вещь. Объем работ по изготовлению декораций был настолько велик, что постановочная часть только к 31 декабря подала изготов­ ленное на сцену. Таким образом, этот предновогодний день был монтировкой оформления, световой репетиции, пер­ вым общем прогоном спектакля, его «ге­ неральной» и сдачей художественному совету одновременно. Такое я мог вынес­ ти только при моей сибирской, военно- морской закалке и в возрасте Христа! Однако Худсовет довольно доброже­ лательно оценил спектакль. Видимо, по­ тому что было несколько интересных ак­ терских работ и явственно звучала в спек­ такле героико-романтическая тема, под­ крепленная прекрасной музыкой Дм. По­ красса. Детвора прощала громоздкость спектакля, горячо переживая энергичную интригу, похождения юных героев. ...Главный режиссер планировал взять­ ся за «Маскарад» Лермонтова, но что-то мешало, а шел уже четвертый месяц его молчания. Другого очередного режиссе­ ра, кроме меня, не было, как и пополне­ ния в репертуар новых спектаклей для взрослого зрителя. Тучи над головой М. А. Борзунова сгу­ щались, так как, вроде, все условия для ра­ боты есть, а результата не видно. Действи­ тельно, что-то не клеилось, ситуацию пе­ реломить не удавалось. Висело какое-то неудовольствие и в самом театре. Как все­ гда при таких обстоятельствах в труппе наметились две группы «за» и «против» главного. Михаил Андреевич как-то не мог составить перспективного плана ра­ боты, заканчивая спектакль, ты не знал, что будешь делать завтра. Мы в кабинете директора гадали: за что дальше взяться? Труппа простаивала, уходило время, от­ того спектакли ставились скоропалитель­ но, теряя качество. Опять я самостоятельно начал искать пьесу для своей будущей работы. Удача с выбором «Тани» снова привела меня к со­ ветской драматургии десятилетней давно­ сти. Перечитывая драматургию К. Симо­ нова, остановился на пьесе «Так и будет». ...В 1949 году в Москве (курсантом ВМУ) я видел этот спектакль в замечательном исполнении И. Берсенева, В. Серовой, С. Бирман. От увиденного остались теп­ лые воспоминания. При прочтении пье­ сы сердечность человеческих отношений персонажей, главная ее мысль взволнова­ ли меня. «Так и будет» написана К. Симоновым в 1944 году (ровно 20 лет назад, опять юби­ лей, как и с «Таней»!), между двумя по­ ездками на фронт. Действующие лица пьесы, в предощущении конца войны, уже прикидывали, как будут жить в послево­ енную пору. Сомнений не было: пережив трагические годы, строить будущее надо на основе чистейших, честнейших челове­ ческих отношений. Краткое пребывание полковника Савельева в тылу было как бы репетицией предстоящей мирной жизни. Тут «стык» пьесы с современностью, к со­ жалению, не всеми критиками по выходу спектакля понятый. К слову, меня долго не покидало иску­ шение обратится к К. Симонову с пред­ ложением написать продолжение пьесы. Глянуть этак через десяток лет на жизнь прежних героев: что получилось в реаль­ ности от того, о чем мечтали, на что наде­ ялись? Тем более, что это уже совпадало с важными событиями в стране (смерть Сталина, развенчание «культа» и т. д.). С моим выбором пьесы главреж М. А. Бор­ зунов без оговорок согласился, быть мо­ 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz