Киселев, В. В. Театр – судьба : воспоминания / Василий Васильевич Киселев. – Мурманск : Опимах, 2021. - 170, [1] с., [15] л. ил., цв. ил., портр., фот. : ил., табл.

ритъ, что и весь сезон будет настолько же интересен». И уж совсем «медом по серд­ цу» лично в мой адрес: «... свой диплом он защитил на „отлично"» (вот бы мне его поддержку при защите у Товстоногова три месяца назад!). Следом отозвалась «Полярная правда» обстоятельной рецензией «Счастье быть сильным». Рецензент нашла «немало про­ счетов» (об этом я уже упоминал), но в итоге заключала, что «замысел автора пье­ сы в целом, впечатляюще воплощен в спек­ такле». Единодушны были газеты в оцен­ ке работы Е. Даниловой, как безусловной творческой удаче актрисы. Спектакль «Раскинулось море широко», пошедший вслед за «Таней», никак не прозвучал и быстро сошел со сцены. «Таня» же шла не один сезон, возили ее и на гастроли в Пет­ розаводск. ...Наступили будни. Строители еще до конца года продолжали «доводные» ра­ боты. В повседневной работе выяснилось несовершенство штанкетной техники, не­ удачное расположение столярного цеха, недостаточность площадей для бутафор­ ского, пошивочного цехов. В конце 70-х годов директор театра А. М. Пидуст, та­ лантливый организатор, новатор, многое внутри здания перестроит, улучшив условия работы всем цехам, построит «малую» сцену. Но это будет позже, а пока даже репе­ тиционные помещения были малы и не­ удобны. И, тем не менее, все равно мож­ но было нормально, планово работать, но этого как раз и не получалось. Эксплуа­ тация стационара с ежедневным (кроме понедельника) показом спектаклей требо­ вала солидного запаса репертуара. А в наличии было всего несколько старых названий спектаклей, которые мурманча­ не уже пересмотрели. К тому же декора­ ции их, фактически, «выездного» вариан­ 22 та, убого смотрелись в условиях большой сцены. «Море» надежд не оправдало, одна «Таня» не могла привлечь заметного при­ тока зрителей. Я форсировал выпуск «Участкового», но и он, решенный в предшествующих условиях, грешил упрощенностью худо­ жественного оформления. И пьеса, как я сказал, не давала оснований для явного успеха. Получился вполне заурядный спектакль. Подряд две полуудачи для ре­ пертуара сбили дыхание успешного нача­ ла. К тому же следует учесть и то обстоя­ тельство, что зритель еще не привык к новому, хоть и отличному, зданию теат­ ра. Он не стал еще очагом культуры, ка­ ким должен быть. «Своего» зрителя, из­ давна почитающего театр, было на не­ сколько аншлагов и не больше. Для детей в репертуаре был один спек­ такль «Белоснежка и семь гномов» и то уже на исходе. А Новый год приближал­ ся. К традиционным январским школь­ ным каникулам я предложил поставить «Красные дьяволята», инсценировку из­ вестной повести Бляхина. Работа довольно большая, а времени оставалось около месяца. В самом начале работы я сделал непоправимую ошибку. Инсценировка построена на большом ко­ личестве кратких эпизодов. Нужно было найти решение оформления, обеспечива­ ющее быструю смену картин. Я предло­ жил условный станок, вращающийся на круге, но М. А. Борзунов настоятельно со­ ветовал: «Поверьте мне: дети не прини­ мают откровенной условности, им на сце­ не нужна достоверность, фактура!» К со­ жалению, я не настоял на своем (из чего извлек урок на всю жизнь). Художник В. Алексеев в русле совета главрежа пред­ ложил такое решение, что каждая смена картин требовала закрытия занавеса и сложнейшей смены декораций.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz